Оживить неживое

В своем поздравлении по случаю Международного дня театра кукол Генеральный директор ЮНЕСКО Одре Азуле отметила, что «сегодня это хрупкое искусство сталкивается с невиданными прежде испытаниями» и «наша обязанность — сберечь его». В России история создания кукольного театра неразрывно связана с именем выдающегося режиссера и актера С.В.Образцова.

Сергей Владимирович Образцов родился 22 июня 1901 года в Москве в семье инженера-железнодорожника и учительницы. В 1918 году поступил на живописный факультет Высших художественно-технических мастерских, а в 1922 году стал актером Музыкальной студии Московского художественного театра (сейчас — Московский академический музыкальный театр имени К.С.Станиславского и В.И.Немировича-Данченко).

Всю жизнь я играю в куклы

Первая кукла появилась в жизни Сергея Образцова в раннем детстве, когда мама ему купила в магазине японских товаров забавную игрушку: это была голова с дырочкой для пальца в халатике в виде перчатки. Оказавшись на руке, кукла оживала и могла передать всю палитру эмоций, на которую был способен ее хозяин.

Своих собственных кукол Сергей Образцов начал делать во время учебы в Высших художественно-технических мастерских. В тот момент это был не творческий порыв, а жизненная необходимость — Образцов и его товарищи планировали изготавливать кукол на продажу. Однако дело не пошло и маленькие актеры, оставшись у своих мастеров, стали смешить первых зрителей — родственников, друзей и однокурсников, разыгрывая сценки и исполняя популярные романсы. Поскольку среди знакомых Сергея Образцова было много художников и актеров, то выступления становились все более ответственными, а со временем — полупрофессиональными. Секрет успеха «кукольных» представлений заключался в том, что Образцов своей искренностью и тонким юмором сумел завоевать доверие не только детей, но и взыскательных взрослых.

Рождение театра кукол

В 1931 году Сергей Образцов был вызван в Центральный дом художественного воспитания детей, где ему предложили возглавить недавно созданный Главный центральный театр кукол. Предполагалось, что новый театр станет своего рода базой для организации сети кукольных театров в Советском Союзе. В первый год работы коллектив состоял из пяти актеров, художника и концертмейстера, а вплоть до 1936 года у театра не было своего помещения, поэтому представления давались везде, где можно было их смотреть: в школах, институтах, парках, санаториях, больницах и т.д. В 1936 году театр обрел свой первый дом, где вскоре были открыты Музей театральных кукол и библиотека. С годами увеличивалась труппа театра, расширялся репертуар, были освоены новые техники изготовления кукол. Так, в 1940 году вышел спектакль для взрослых — «Волшебная лампа Алладина», где впервые были применены тростевые куклы. По мнению современников, Сергей Образцов был «великим дегустатором», то есть обладал уникальной способностью находить самых лучших актеров, привлекать драматургов и композиторов, которые создавали свои произведения специально для кукольного театра, поскольку «в театре кукол нужно ставить только то, что нельзя поставить в театре человеческом». Все спектакли Сергея Образцова пронизаны сатирой и иронией — его герои высмеивают фальшивые чувства и эмоции, ложь и банальность, пошлость и ханжество. А неизменная «серьезность» выражения лица, с которым кукла произносит фразы или исполняет куплеты, добавляет выступлению остроты и вызывает бурный смех в зрительном зале.

Нет более важного дела, чем борьба с возможной войной

В годы Великой Отечественной войны 1941–1945 годов Центральный театр кукол создал фронтовые бригады, которые регулярно выступали на призывных пунктах, в казармах, на заводах, в госпиталях, на лесных полянах перед боем. Для тяжелораненых давали представления прямо в палатах, и, по словам Сергея Образцова, он никогда не ощущал свою профессию более нужной, чем в те дни, когда на него смотрели с больничных коек улыбающиеся лица.

В феврале 1945 года Сергей Образцов был включен в состав концертной группы, которая отправилась в освобожденные от фашистов Румынию, Болгарию и Югославию. Советских актеров встречали очень тепло, залы были переполнены зрителями. В 1948 году Центральный театр кукол посетил Польшу и Чехословакию, а в 1950 году — Германскую Демократическую Республику. Поездка в ГДР была психологически самой сложной для обеих сторон, воевавших друг против друга всего пять лет назад. С первых дней гастролей советские актеры, музыканты, работники сцены вместе с немецкими киноработниками трудились над созданием двух кинокартин на основе спектаклей театра кукол — «Волшебная лампа Алладина» и «Наши московские друзья». Бок о бок работали немецкий оператор, потерявший руку под Воронежем и советский актер, у которого в голове осталась немецкая пуля. Работали над картиной, посвященной дружбе. Сергей Образцов считал, что в этом и есть счастье. «Нет более важного дела, чем борьба с возможной войной. И чтобы этот мир мог существовать, народы должны доверять друг другу и дружить. Но дружить нельзя теоретически, нельзя только декларировать дружбу. Нужно встречаться рука в руку, глаза в глаза, и личные встречи бывают часто не менее важны, чем официальные конференции».

С.В.Образцов и его театр

В 1946 году был поставлен первый послевоенный спектакль — «Необыкновенный концерт», принесший театру народную славу и ставший его визитной карточкой. Спектакль вошел в Книгу рекордов Гиннесса как постановка, которую посмотрело самое большое число зрителей в мире, и был сыгран более девяти тысяч раз почти в 90 странах. Главный персонаж «Необыкновенного концерта» — конферансье Эдуард Апломбов — всегда шутит на родном языке зрительного зала. Его роль на протяжении многих лет играл выдающийся советский и российский актер Зиновий Гердт. Вся постановка представляет собой большую пародию на артистов разных жанров, точнее, на банальные стереотипы и штампы, свойственные некоторым эстрадным выступлениям тех лет. Спектакль до сих пор с успехом идет на сцене Центрального театра кукол им. С.В.Образцова, а реплики Эдуарда Апломбова уже давно разлетелись на цитаты.

В 1970 году театр кукол переехал на Садовое кольцо в новое здание, фасад которого украшают уникальные часы, спроектированные по инициативе Сергея Образцова. Часы представляют собой конструкцию из двенадцати домиков, в которых «живут» герои из известных сказок. Каждый час под музыку открывается дверка и выходит персонаж, соответствующий своему часу, а дважды в сутки можно увидеть всех кукол сразу.
За 60 лет руководства театром Сергей Образцов поставил 61 спектакль, многие из которых вошли в золотой фонд отечественного и мирового театрального искусства. Это был человек с невероятным творческим потенциалом, придумавший уникальный кукольный мир. Это был мастер, поднявший свою профессию на новый уровень, создавший новые методики и воспитавший не одно поколение блестящих кукольников.

Через сердца детей — к сердцам народов

Сергей Владимирович Образцов побывал на гастролях со своим театром в тридцати четырех странах мира, и везде спектакли проходили с большим аншлагом. При активном участии Центрального театра кукол были созданы государственные кукольные театры в ряде стран (Польша, Болгария, Венгрия, Чехословакия). С середины 50-х годов театр Образцова — постоянный участник международных кукольных фестивалей. В 1976 году в ходе двенадцатого конгресса Международного союза кукольных театров (UNIMA), который проходил в Москве, Образцов был избран его президентом и оставался в этой должности до 1984 года. Был награжден многими государственными наградами, но самой ценной для себя считал «Орден улыбки» — польский орден, который присуждался людям, приносящим детям радость. Международную деятельность театра Сергей Образцов всегда рассматривал как битву за мир и дружбу. Битву прекрасную, оружие которой — искусство: «Мне кажется необходимым понимать, что, как бы ни отличались люди разных национальностей друг от друга, самое главное, что в основных человеческих свойствах они одинаковы. Только понимая это, можно быть интернационалистом, бороться за дружбу между народами».

Д.А.Серженко
Фото: Музей ГАЦТК им. С.В.Образцова


Зиновий Гердт (1916–1996)
Получил специальность слесаря, работал электромонтажником, первый раз на сцену вышел в Театре рабочей молодежи, где играл в свободное от учебы и работы время. В 1935 году был включен в профессиональный состав театра. В 1941 году ушел добровольцем на фронт, был тяжело ранен в ногу осколком снаряда. В 1945 году на костылях пришел на просмотр к Сергею Образцову и был принят в труппу театра, где прослужил 36 лет. Первую роль с куклой исполнил в 1946 году, когда состоялась премьера «Необыкновенного концерта», и сыграл этот спектакль более 500 раз. Готовясь к выступлениям за рубежом, Гердт не только разучивал роль на иностранном языке, но и изучал местную прессу, чтобы потом добавить шутки в сценарий. В некоторых спектаклях Зиновий Ефимович играл сразу несколько персонажей, виртуозно меняя интонацию голоса. С 1983 по 1992 год был актером Московского драматического театра имени М.Н.Ермоловой. Советскому и российскому зрителю известен по острохарактерным ролям во многих полюбившихся фильмах. Увлекался поэзией, танцами и джазовой музыкой.