Костомаровский форум–2021

24–28  мая 2021 года в Москве под эгидой Комиссии Российской Федерации 
по делам ЮНЕСКО прошел первый Костомаровский форум. Организатором форума выступил Государственный институт русского языка им. А.С.Пушкина.

Одной из целей мероприятия было отдать дань уважения основателю и первому ректору института Виталию Григорьевичу Костомарову (1930–2020). «Все, о чем мы говорили, — это продолжение его идей, его мыслей о русском языке, который он любил всю жизнь и всем сердцем и сумел передать эту любовь очень многим людям, своим ученикам во всем мире», — сказала нынешний ректор Института Пушкина Маргарита Русецкая. Академик Костомаров — создатель методики преподавания русского языка как иностранного (РКИ). Он внес огромный вклад в становление государственной языковой политики СССР и Российской Федерации. Создание методики РКИ по своей значимости можно сравнить с освоением целины или с запуском атомного проекта. Многие были против того, чтобы преподавать иностранцам русский язык по какой-то специальной методике — зачем, если есть классическая грамматика? Но Костомаров доказывал, что иностранная аудитория требует другого подхода — и оказался прав. В 1966 году Виталий Костомаров стал директором только что созданного при МГУ имени М.В.Ломоносова Научно-методического центра русского языка. Сотрудники центра разработали и внедрили в практику методики преподавания русского языка как иностранного, подготовили специальные учебники. В 1967 году в Париже была основана Международная ассоциация преподавателей русского языка и литературы (МАПРЯЛ). Ее организаторами стали Виталий Костомаров и западные слависты: Анатоль Алитан, профессор, директор Института переводчиков в Гейдельберге (Германия); Поль Полья, профессор лицея имени Вольтера (Франция), и Альфред Шмидт, профессор, генеральный инспектор славянских языков (Австрия). Сегодня МАПРЯЛ объединяет 69 стран мира. А все три профессора в 1990 году были удостоены российских государственных наград. В 1973 году Научно-методический центр русского языка был преобразован в самостоятельный Институт русского языка имени А.С.Пушкина, в 1998 году институт получил статус государственного. Сегодня Институт Пушкина готовит специалистов для самых разных сфер. Его выпускники востребованы в отраслях, связанных с цифровизацией, их ценят в качестве сотрудников российских дипломатических миссий и представительств. Можно сказать так: Институт Пушкина готовит международную элиту русистики. Каким должен быть преподаватель РКИ сегодня и завтра — эта тема живо обсуждалась на Костомаровском форуме. Ирина Орехова, главный редактор научно-практического журнала «Русский язык за рубежом», напомнила: «Обучая языку, мы обучаем культуре. Русская культура настолько неповторима, богата, своеобразна, что сама по себе способствует мотивации к занятиям. Преподаватели РКИ должны знать географию, историю, политологию, литературу, уметь выступить в качестве дирижеров, организаторов, консультантов, гидов». А еще преподаватель РКИ должен чувствовать веяния времени. Например, профессоров Института Пушкина вместе со студентами можно видеть на Чистопрудном бульваре с гитарами, разучивающими русский рок, в московском метро на натурных уроках и в Третьяковской галерее на специально разработанных для них квестах. Но сегодня этого мало. Современный преподаватель часто работает в гибридных форматах — когда часть слушателей находится в аудитории, а часть учится в онлайн-режиме. Так что ему необходимо знать основы педагогического дизайна и уметь создавать иллюстративные материалы для мобильных приложений, телеграм-каналов, онлайн-курсов. Институт Пушкина разработал программу повышения квалификации по проведению онлайн-уроков РКИ еще до того, как весь мир перешел на дистанционное обучение. Востребованность курса превзошла все ожидания, по­этому следующим шагом стала разработка целого цикла программ. Русисты учатся решать учебные задачи с помощью инфографики, лонгридов, игр, комиксов, видео, создавать онлайн-курсы, выбирать инструменты контроля и платформы для обучения. Технологиям в образовательной сфере был посвящен целый ряд дискуссий на Костомаровском форуме. Отдельные дискуссии затронули тему русского языка в мире. Многих волнует, что будет с русским языком на пространстве СНГ, останется ли русский язык языком науки или английский окончательно вытеснит его из этой сферы, каково место русского языка в реалиях постинформационной революции. Институт Пушкина представил на форуме новый проект — Индекс положения русского языка в мире. «Это комплексный обзор, позволяющий оценить положение русского языка на фоне других больших языков и положение русского языка в разных странах, — поясняет ректор института Маргарита Русецкая. — Исследование опирается на статистические базы, среди которых, к примеру, результаты Всемирной переписи населения, международные базы научных публикаций и многие другие. Результаты исследования могут быть использованы для оценки эффективности государственных программ по продвижению русского языка». Один из успехов форума — диалог между обществом и государством. В частности, на форуме прошло первое общественное обсуждение концептуальных подходов к разработке государственной программы Российской Федерации «Поддержка и продвижение русского языка за рубежом» на 2021–2030 годы по линии МИД России. А главным итогом мероприятия можно считать то, что обсуждение проблем и перспектив развития русского языка получилось по-настоящему всенародным. Организаторы уже начали принимать заявки на следующий год — на 1 июня их поступило 1355, и процесс продолжается. До встречи в 2022 году на втором Костомаровском форуме!

Департамент управления проектами Государственного института русского языка им. А.С.Пушкина.
www.kostomarovforum.ru


В.Г.Костомаров

Костомаров Виталий Григорьевич

Родился 3 января 1930 года в Москве. В 1952 году окончил филологический факультет Московского государственного университета, в 1953 году — переводческий факультет Московского государственного педагогического института иностранных языков им. М.Тореза. В 1955 году защитил кандидатскую диссертацию, в 1969 году получил степень доктора филологических наук. Профессор, член Российской академии образования. Работал переводчиком, преподавателем и руководителем кафедры русского языка в Высшей партийной школе, был заведующим сектором культуры и речи в Институте русского языка Академии наук СССР. До 2001 года возглавлял Институт русского языка им. А.С.Пушкина. В период с 1967 по 2003 год — генеральный секретарь, президент и вице-президент Международной ассоциации преподавателей русского языка и литературы (МАПРЯЛ). Являлся главным редактором журнала «Русская речь», членом редакционной коллегии журнала «Русский язык за рубежом». Автор и соавтор более 600 публикаций и научных работ, имеет государственные ордена и награды.