Русская народная игрушка — волшебство, искусство, ремесло

Русская народная игрушка — больше, чем просто игрушка. Прежде всего это символ самобытной культуры того или иного российского региона. Не зря из безыскусного предмета детской игры народная игрушка превратилась в музейный экспонат и в объект пристального внимания этнографов, историков и искусствоведов.

Игрушечных промыслов на территории России насчитывается очень много — в основном в тех районах, где были богатые ресурсы древесины и глины. И много умелых резчиков или гончаров. Такие умельцы делали нужные в хозяйстве вещи для своей семьи и на продажу, а из остатков мастерили игрушки для детей. Например, вытесал ремесленник из деревянной заготовки корыто, а из оставшегося не у дел бруска вырезал игрушечную лошадку для сына. Порой эти поделки пользовались даже бóльшим успехом, чем предметы основного производства, — их стали делать специально для продажи на ярмарках. Так постепенно производство игрушек сложилось как отдельный промысел.

Живая глина

Игрушки из глины пользовались в России огромной популярностью. Особенно глиняные свистульки. Ученые считают, что изначально такие свистульки делались не как игрушки, а как защитный оберег — свист отгонял злых духов. Со временем простая свистулька превратилась в полноценный музыкальный инструмент — мастера стали делать игрушки объемными и добавлять отверстия на боках. Поочередно прикрывая пальцами отверстия, можно было исполнять настоящие, хоть и простые, мелодии. Чаще всего свистульки имели узнаваемую форму барашка, журавля, утки, петуха. А иногда — всех сразу. Например, игрушки из Хлуднево — большие притворщики: посмотришь с одного ракурса — птичка, с другого — голова оленя, а с третьего — вообще цветок!

В каждом районе игрушечного глиняного промысла была своя манера лепки и росписи. Оно и понятно, ведь в разных районах глины различались по цвету и текстуре. Например, синяя глина в знаменитой своими игрушками деревне Филимоново трескается при работе. Эти трещины мастера заглаживали влажными пальцами — поэтому даже привычные коровки и лошадки имеют тонкое вытянутое тело с длинной шеей. После обжига синяя глина становится розовато-белой — ее удобно расписывать яркими красками. А в деревне Плешково Орловской области залегает необычная глина с включениями слюды, поэтому традиционная плешковская игрушка после обжига красиво блестит. Чтобы не портить эффект, мастера использовали краски по минимуму. А вот дымковская игрушка, напротив, очень яркая. Ее лепят из красной глины, перемешанной с речным песком, а после обжига белят — сейчас темперными белилами, а раньше — смесью мела и молока. По белому фону игрушку расписывают насыщенным красным, желтым, синим, зеленым. Жизнерадостный дымковский орнамент — часть культурного кода России, не зря его мотивы использовались на церемонии открытия Олимпийских игр в Сочи.

Дымковская игрушка

Современная игрушка по-прежнему выполняется мастером от начала до конца. Исследователи замечают, что игрушки того или иного художника даже чем-то напоминают своего творца. Дымковскую игрушку принято делить на массовую и выставочную. Массовая близка к формам XIX века — простые фигурки, расписанные традиционными узорами. Выставочная отражает фантазии автора и допускает эксперименты с формой и цветом.


Деревянная сказка

Россия всегда славилась своими плотниками и резчиками по дереву. Порой их мастерство было настолько поразительно, что сторонние наблюдатели подозревали тут какую-то магию. Например, в Городце говорили: «Чтоб изготовить каталку, надо с бесами знаться». Каталка — лошадка на колесах. Для ее изготовления городецкие мастера вытачивали больше 30 деталей и просверливали под них отверстия с ювелирной точностью — игрушка делалась без единого гвоздя и клея! Делали в Городце и другие игрушки — барышень, солдат и животных, причем часто все на тех же колесах. Особенность городецкой игрушки — яркая многоцветная роспись с пышными розанами.

Коллеги городецких мастеров из села Богородское, напротив, свои игрушки не раскрашивали. Зато они умели при помощи специального ножа и напильника придавать мягкой липовой древесине сходство с фарфором, а при необходимости передавать в дереве текстуру меха, травы или перьев. Самая знаменитая богородская игрушка — «Кузнецы». Она механическая: дернешь за специальный рычаг-планку — мужик и медведь по очереди колотят по наковальне. Она настолько популярна, что даже украшает собой современный герб поселка Богородское. А игрушкой «Курочки» с балансиром играли еще во времена А.С.Пушкина и М.Ю.Лермонтова: одно движение руки — и птички начинают клевать зерна.

Городецкая и богородская игрушка — это «парадный» вариант деревянной игрушки. Они всегда делались на продажу. Но красивые интересные игрушки можно было встретить не только на ярмарках. И не только в Центральной России. Например, во многих домах Архангельской губернии в XIX веке ютились птицы счастья, или, как их еще называли, поморские голубки. Так, М.М.Пришвин в книге «За волшебным колобком» пишет: «Я в “чистой” комнате зажиточного помора. Посреди нее свешивается вырезанный из дерева, окрашенный в сизую краску голубок». Есть легенда, что первым такого голубка из дерева сделал крестьянин, у которого тяжело болел сын. Отец плел корзину и рассказывал мальчику, что скоро наступит лето, расцветут цветы и запоют птицы. За этим рассказом ловкие пальцы мастера сами собой сложили из щепы птицу. Он повесил ее над кроватью сына — и с этого дня ребенок начал выздоравливать. Кстати, не зря персонаж легенды — корзинщик. Именно корзинщики умели мастерски расщеплять древесину на тонкие пластины, из которых потом складывали корпус и крылья птицы, аккуратно расправляя каждое перо. Чем пластины тоньше, тем ажурнее работа.

Матрешка

Первая кукла была сделана художником С.В.Малютиным в 90-х годах XIX века по образцу фигурок японских семи богов счастья, которые вкладывались друг в друга. Малютин тут же загорелся идеей сделать подобную вещь в русском стиле. Первая матрешка была «восьмиместной». А вот в 1970-м году на фабрике «Семеновская роспись» изготовили набор из 72 кукол, каждая со своим уникальным узором. Эта матрешка попала в Книгу рекордов Гиннесса.


Лоскутная подружка

Русскую тряпичную куклу игрушкой можно назвать лишь условно, настолько серьезно к ней относились в российских деревнях. Таких кукол мастерили из лоскутков, набивали соломой, крупой или смесью золы с водой. У традиционных русских кукол белые лица — им не рисовали ни глаз, ни рта. Вдруг линия пойдет криво, и у куклы окажется скверный характер? Никогда лоскутные куклы не делались на продажу — только для своих. Дело в том, что для изготовления кукол брали старую одежду — тут отрез отцовской рубахи, там кусок бабушкиной юбки. И кукла воспринималась как часть рода — как же ее отдашь в чужие руки? Наоборот, выходя замуж, девушка забирала своих кукол с собой. Если вспомнить сюжет русской сказки «Василиса Прекрасная», становится ясно почему. Там кукла — помощник и защитник главной героини против козней злой мачехи. Даже когда все закончилось хорошо, и Василиса вышла замуж за царя она «помощницу-­куколку до конца своих дней носила в кармане». Правда, иногда кукол можно было дарить. Например, в Калужской области парень, который безуспешно ухаживал за девушкой, мог на посиделках вручить ей специально сшитую для этого случая тряпочную куклу-перевертыш: сверху красавица, а если вывернуть наизнанку — старуха! Вот такой тонкий намек на то, что нечего женихами бросаться.

Конечно, в эпоху лего и куклы Барби, никто не играет деревянными лошадками и не свистит в глиняные свистульки. Русская народная игрушка потеряла свой практический смысл, но зато превратилась в артефакт, который связывает настоящее с прошлым. Не зря игрушки сегодня экспонируются в этнографических и исторических музеях, причем во многих из них можно попробовать себя в роли мастера: взять в руки глину или кусок дерева и сделать свою игрушку, точно как сто лет назад.

Куклы-неразлучники

Они символизируют единство молодой семьи — не зря одна рука у кукол общая. По традиции неразлучников делают без каких-либо режущих инструментов — мало ли, вдруг семейное счастье отрежешь? Лоскутки ткани от полотна отрывают, а не отрезают, а для связывания используют цельную нить жизнеутверждающего красного цвета. Оберег хранят всю жизнь. Правда, если куколка сломалась, можно изготовить новую. Например, на годовщину свадьбы.


Т.Ю.Борисова