Больше, чем художник

В 2021 году Всероссийский художественный научно-реставрационный центр отмечает 150 лет со дня рождения его основателя — Игоря Эммануиловича Грабаря. Многие знают его как художника, представителя русского импрессионизма, участника ведущих на то время объединений «Мир искусства» и «Союз русских художников». Но деятельность И.Э.Грабаря не ограничивалась живописью.

Современники Игоря Грабаря поражались его трудоспособности и невероятной активности — он успевал одновременно работать как искусствовед, художник, ученый и публицист. Уже в студенческие годы, по его воспоминаниям, «жизнь потекла по трем различным руслам — научному, литературному и художественному».

Проявлять интерес к истории и искусству будущий художник начал еще в детстве. Грабарь вспоминал: «Я получал [к Рождеству] всегда какие-нибудь рисовальные принадлежности […] Когда началась страсть к рисованию — не помню, но достаточно сказать, что не помню себя не рисующим, не представляю себя без карандаша, резинки, без акварельных красок и кистей».

Во время обучения в Егорьевской прогимназии, а после — в Московском лицее цесаревича Николая, Грабарь не оставлял своего увлечения. В эти годы Игорю посчастливилось познакомиться с семьей коллекционеров Щукиных, которые входили в круг именитых деятелей культуры и искусства. Младший Щукин, Иван, близкий друг Грабаря, знал не только всех русских художников, но и французских, немецких, английских, испанских и передавал о них подробности, которые Игорь готов был выслушивать целыми днями. Свободные от занятий дни Грабарь проводил в Третьяковской галерее или в гостях у художников, получая опыт критических суждений о работах как отечественных, так и зарубежных мастеров.

В 1889 году он поступил на юридический факультет Петербургского университета и довольно быстро стал популярным автором и художником-иллюстратором сатирических и исторических журналов, не оставляя мечты стать профессиональным художником. К 1894 году Игорь Грабарь осуществил задуманное — пройдя несколько этапов конкурса, он был зачислен на занятия в мастерские Императорской Академии художеств к П.П.Чистякову и И.Е.Репину. Параллельно с обучением у молодого Грабаря появилась возможность получить первый опыт в области художественной критики. В журнале «Нива» периодически выходили его статьи о петербургских выставках, в которых Грабарь не только анализировал современные произведения искусства, но и уделял внимание проблемам теории, значения русской культуры в мире.

В 1910 году в издательстве И.Н.Кнебеля вышел первый том фундаментального труда Игоря Грабаря — «История русского искусства». К 1916 году им и коллективом опытных специалистов были выпущены остальные книги, принесшие автору не только всероссийскую, но и европейскую известность. Игорю Эммануиловичу удалось из различных архивных и музейных источников собрать совершенно уникальный материал, который представил архитектурные и художественные шедевры русского искусства в тесной взаимосвязи с историей страны.

Существует немало научных трудов и публикаций, в которых Игорь Грабарь представлен как историк искусства, художник и общественный деятель. Но для сотрудников Всероссийского художественного научно-реставрационного центра (далее — Центр) особенное значение имеет его работа по созданию отечественной школы реставрации памятников истории и культуры. В 1917 году, во время коренных изменений в государственной и частной жизни, обширная коллекция русского искусства и многочисленные памятники архитектуры нуждались в охране и восстановлении. Необходимость в организации централизованного учреждения по реставрации стала очевидной задачей для руководителей Наркомпроса РСФСР. Глава его, А.В.Луначарский, в 1918 году предложил И.Грабарю возглавить Государственную коллегию по делам музеев, охране памятников искусства и старины. В состав Коллегии вошла комиссия по сохранению и реставрации памятников живописи, а при ней были организованы Центральные реставрационные мастерские (ЦРМ). Основной задачей мастерских стало не только раскрытие древних памятников, но и всестороннее их изучение.

Благодаря деятельности И.Грабаря в эти годы было положено начало системе по учету, хранению, изучению и реставрации предметов искусства. Система основывалась на четких теоретических и методологических принципах научной реставрации и музейного хранения. В состав вошли нововведения по оформлению карточек описания сохранности экспонатов, реставрационных протоколов и фотофиксации каждого этапа реставрации. В печатных материалах Грабарь составлял подробные инструкции по правильной укладке и перевозке предметов искусства, прилагал образцы карточек для инвентаризации и даже особо прописывал способы размещения экспонатов в фондах. Все эти знания стали основой для музейной системы хранения и проведения реставрационных работ, которая постепенно трансформировалась в современную музейную систему.

Важно отметить, что Игорь Грабарь не просто ввел понятие научной реставрации, но и положил начало целому направлению в реставрационной практике: вместе с первыми специалистами Центральных реставрационных мастерских и учеными-единомышленниками он совершил более 10 научных экспедиций в города России. Среди первых коллег Игоря Грабаря были ведущие иконописцы-реставраторы дореволюционного времени Г.О.Чириков, В.О.Кириков, И.И.Суслов, П.Д.Барановский, Н.Н.Померанцев, а также специалисты в области изучения древнерусского искусства А.И.Анисимов и В.Т.Георгиевский. Целью экспедиций было сохранение и восстановление памятников, а также открытие новых.

В 1919 году Игорь Грабарь писал: «Нам необходимо изучать культурное наследие своей страны и всячески его охранять и собирать.[…] То доброе, что дало нам прошлое, мы должны удержать». Сотрудники Центра не забывают эти слова и продолжают великое дело по спасению произведений искусства.

А.И.Кунтина,
Всероссийский художественный научно-реставрационный центр
 им. академика И.Э.Грабаря