Горномарийская свадьба от сватовства до послесвадебных обрядов

Горные марийцы — это субэтническая группа небольшого финно-угорского народа мари. Большая часть горных марийцев проживает на землях их предков, в горных районах Республики Марий-Эл, расположенной в центре европейской части России. В традиционной культуре этого древнего народа по сей день сохранилось много интересных и самобытных обрядов, один из которых — свадебный ритуал.

Свадьба горных мари представляет яркий, насыщенный традиционный комплекс обрядов. В нем можно выделить три основных этапа: сватовство, свадьба и послесвадебные обряды. Вопрос о браке решался старшими членами семьи. Брачный возраст для юношей колебался от 16 до 24 лет. Возраст невесты в начале ХХ века нередко превышал возраст жениха на 3–5 лет, так как родители не спешили выдавать дочерей замуж, чтобы они дольше потрудились в своем хозяйстве, в то время как сына было выгодно женить раньше, чтобы иметь в доме работницу.

К выбору невесты подходили тщательно. Запрещались браки между родственниками до седьмого колена. Кроме того, большое значение имела семья девушки, материальное положение, репутация. Когда молодой парень задумал жениться, то он с позволения своих родителей ехал в деревню, где у него была на примете невеста. Через своего родственника он сообщал девушке о своих намерениях.

Смотрины

На смотрины у горных марийцев обычно отправлялись сват, сваха, лицо, подбиравшее кандидатуру будущей невесты, отец жениха и сам жених. Обязательным условием было прибытие участников верхом или в запряженном тарантасе даже в том случае, когда расстояние составляло всего несколько домов. Смотрины предполагали совместное пиршество с принятием ритуальной пищи, для которой изготавливали из шкуры жертвенного животного специальную кожаную сумку.

Сватовство

В сватовстве принимали участие посаженый отец, отец жениха, жених и свахи. Отец жениха обязательно брал с собой небольшие масляные лепешки. Во время сватовства должно было быть принято окончательное решение о свадьбе с освящением брачного договора. До приезда жениха отец невесты клал на стол каравай хлеба и ставил блюдо с коровьим топленым маслом. По приезду в дом невесты спрашивали ее родителей «согласны ли они выдать дочь?». Соглашаться сразу было неприлично — сватающиеся должны были проявить настойчивость.

Обряд сватовства сопровождался дарением подарков (мӹнер), что свидетельствовало о благоприятном исходе сватовства. У горных мари в знак согласия выйти замуж невеста дарила жениху полотенце или холст, который надевался через плечо и подвязывался. Во время сватовства проходило домашнее обручение — шäргäш вашталтыш («обмен кольцами»). Затем родители договаривались о размере калыма и о дне свадьбы.

Сбор сундука невесты происходил после девичьей бани, перед приездом свадебного поезда. В нем принимали участие подруги невесты и ее крестная мать. Она и родители невесты перед укладкой вещей бросали в сундук хмель, зерно или мелкие монеты для того, чтобы у дочери не переводилось добро. Затем в него складывали вещи невесты, подарки родственникам жениха, поверх всего — каравай хлеба.

Свадьба в доме невесты

В свадебном церемониале каждый родственник семьи, житель деревни, сверстник жениха и невесты играл свою особенную роль.

Перед приездом жениха невесту одевали в традиционный костюм: платье с вышивкой, поверх платья — кафтан, затем завязывали пояс и передник, надевали серебряные украшения. Голову повязывали платком, это означало, что она еще девушка.

По приезду свадебного поезда жениха закрывали ворота в доме невесты.

«Дружкам» нужно проявить свою сноровку и смелость, чтобы перебраться через забор и открыть ворота. А невесту в это время прятали, и жених должен был показать свою смекалку в ее поиске.

Во время застолья в доме невесты жених садился на специальное место за столом в избе, которое заранее застилали войлоком. Рядом садился его отец и близкие родственники. Одной из отличительных черт горномарийского свадебного комплекса является устройство специфического места проведения свадьбы — шилык. Во дворе ставили срубленную рябину, несколько столов с лавками для угощения гостей и свадебного распорядителя.

В доме невесты долго не задерживались. Повеселившись, поезжане начинали собираться в дом жениха. «Дружки» выносили в повозку приданое невесты, а родители в это время давали свои наставления дочери: «стесняйся старших, бойся младших» и др. И она в знак благодарности вручала подарки родителям.

Свадьба в доме жениха

У дома жениха новобрачных встречали его родители с пшеничной масляной лепешкой. Перед женихом и невестой бросали на землю шкуру овцы.

После встречи молодых сажали в чулане за приготовленный стол и подавали сначала яичницу, которую молодые должны есть одной ложкой, а после подавали похлебку. А свадебного распорядителя с церемониальными лицами сажали так же, как и в доме невесты, — в шилыке. В шилыке у жениха совершались все наиболее значимые ритуальные моменты свадьбы: представление невесты, снятие с нее свадебного покрывала, моление, прием родственников невесты, одаривание молодой родственников мужа.

В конце дня «дружки» с помощницей стелили постель в клети. А чтобы семья была плодовитой, под постель заранее подкладывали поленья. При этом жених должен был показать свою ловкость, иначе в постель вместо невесты первым могли лечь «дружки». Жених должен быть первым во всяком деле, начиная со сватовства: первым перешагнуть порог, первым пройти, первым начинать кушать ложкой — тогда только он будет настоящим хозяином.

Свадьба в доме жениха.
Второй день

Утром второго дня новобрачной показывали дорогу к источнику воды. Этот обряд был направлен на приобщение молодой жены к роду мужа. На источнике девушка кидала в воду монету для принесения своеобразной жертвы богине воды. Из принесенной с источника воды молодая жена готовит еду, которой потом угощает всех гостей. Интересным моментом в свадьбе был обряд смотрин приданого невесты вместе с вручением подарков и оценка мастерства невесты. В этот день, после угощения всех поезжан, новобрачные должны отплясать танец «ош патя» (белая ярочка). При танце молодой пары все присутствующие бросают на пол деньги — кто мелочью, кто бумажные, а также накидывают на них кусочки холста или платки. Во время свадьбы или через неделю могло совершаться венчание.

После свадьбы

Послесвадебный цикл представлен в горномарийском комплексе взаимными посещениями семей и обрядами избегания. Своих родителей молодая могла навестить в первый раз только вместе с мужем. Первая поездка молодоженов в родительский дом жены имела очень большое значение, она впервые представлялась своим родителям и родственникам в женском головном уборе, олицетворяющем ее статус замужней женщины. Это посещение проходило через три дня после свадьбы и называлось «шарпанный пир»; новобрачный ехал со своими родителями и женой к тестю в гости с пивом и масляными лепешками.

Обряды, связанные с проверкой целомудрия невесты, исполнялись во время послесвадебного посещения молодыми ее родителей. Если зять начинал во время застолья брать специально приготовленную яичницу осторожно — с края, это свидетельствовало о невинности молодой, иначе он брал угощение с середины и переворачивал ложку. Или в благодарность теще зять клал ей за пазуху серебряные монеты.

Важное место в послесвадебном периоде занимают обряды избегания — молодушка не имела право появляться в присутствии старших родственников без головного убора и босиком.

Запреты, соблюдаемые в ходе свадебного обряда, были призваны обеспечить счастливое будущее молодой семье, облегчить переход девушки из одной семьи в другую.

Второй визит проходил осенью, после уборки хлеба, молодые с родственниками приезжали к тестю с тещей. Обязательным было пирование, которое продолжалось сутки. После этого обязательное посещение происходило зимой. Молодые одни ездили к тестю с вином за получением обещанного в дар скота. После этого по прошествии некоторого времени тесть с тещей и родней ехали с пивом к молодым, гостили там тоже одни сутки.

Во время совершения традиционного свадебного церемониала молодые приобретали практические и теоретические знания о супружеской жизни.

Д.Н.Князев, этнографический проект «Свадьбы народов мира: культурное наследие»
В.О.Белевцова, к.и.н., исследователь марийской свадебной обрядности