Русское хореографическое чудо

Красный сарафан, веточка березки, взмах бирюзового платочка — девичий хоровод, с которого в 1948 году на сцене сада «Эрмитаж» началась «Березка». Этот хоровод стал не просто визитной карточкой ансамбля. Великий русский хореограф Надежда Надеждина создала шедевр на все времена, который вобрал в себя всю красоту и поэзию, саму суть русской души.

Ансамбль

«Не надо читать 200 томов о России, достаточно посмотреть один концерт «Березки», и вы увидите, что такое русский нрав, русский характер, русское начало», — писала французская пресса после гастролей ансамбля в Париже.

Вот уже более 70 лет «Березка» рассказывает миру о красоте по-русски. В 1948 году Надежда Сергеевна Надеждина организовала государственный академический хореографический ансамбль, став его бессменным художественным руководителем и постановщиком на долгие годы. А с 2000 года «Березка» гордо носит имя своего создателя.

Человек высочайшей культуры и эрудиции, Надежда Надеждина хорошо знала, какие богатства таит творчество русского народа. Благодаря своему таланту сценариста, драматурга и режиссера она сумела восстановить связь времен и соединить в одно целое два глубинных пласта отечественной культуры — исконно русский народный девичий хоровод и профессиональный русский балет.

«Чтобы танец наших отцов и дедов полюбился сегодняшнему человеку, много знающему и много повидавшему на сцене и на эстраде, пляска должна быть не на старославянском языке, а на самом что ни есть современном русском», — считала Надежда Надеждина.

Танец в ее композициях вырастает до прекрасного величавого символа. Шедевры русской хореографии в постановках Надеждиной (вальс «Березка», «Лебедушка», «Сударушка», «Балагуры», композиции «Времена года» и «Ямщики») явились настоящим открытием в сценическом воплощении русского танца. Надежда Сергеевна была страстно влюблена в народное искусство, знала историю России, традиции, обычаи и сказания русского народа и осуществила свою заветную мечту — посвятила себя созданию собственных сценических произведений на классической и народной основе.

Творческое наследие основательницы ансамбля включает более 50 легендарных постановок. С приходом в 1959 году мужской группы творческая палитра ансамбля обогатилась новыми красками, появились мужские и парные танцы — «Топотуха», «Узоры», «Праздничная плясовая», «Карусель», триптих «Русский фарфор». Но основой всех концертных программ «Березки» остался хоровод. Девичий круг — как выражение высшего искусства, как вершина хореографического мастерства. А простой, на первый взгляд, «русский шаг», впоследствии названный «плывущим», и по сей день завораживает своим «полетом над землей».

Преемственность

Воспетый Надеждой Надеждиной поэтический образ русской женщины нашел свое яркое воплощение в индивидуальности ведущей солистки ансамбля Миры Кольцовой. Она стала лицом и настоящим символом коллектива. Народная артистка СССР Н.С.Надеждина увидела в любимой артистке не только превосходную исполнительницу, но и свою преемницу. Мира Кольцова приняла творческую эстафету из рук любимого учителя: в 1979 году она стала художественным руководителем коллектива.

«У нас нет танца ради танца. Наши артисты должны быть интеллектуалами, добиваясь при минимальном жесте максимального выражения чувств», — убеждена Мира Кольцова.

Ее хореографические постановки — хороводы «Радуга», «Колокольцы», «Реченька», плясовая «Раздольная» — достойное продолжение традиций Надежды Надеждиной. Мира Кольцова претворила в жизнь идею основательницы ансамбля и собрала в единую программу хореографический цикл «Времена года», не только сохранив, но и обогатив наследие новыми художественными образами, наполнив их современным звучанием. Хореографическая сюита «Защитникам Отечества посвящается…» в лирическом воплощении раскрывает героическую тему. В масштабной народной картине «Петрушка» каждая фигура колоритна и имеет свою пластическую характеристику. А танцевально-игровое действо «Московский двор» — авторский спектакль-балет — оценен широкой общественностью как новый шаг в искусстве «Березки».

Исполнительское и балетмейстерское творчество Миры Кольцовой получило мировое признание, а ее личный вклад в развитие современной русской хореографии огромен.

Оркестр

Неотъемлемой частью коллектива ансамбля «Березка» по праву является оркестр русских народных инструментов. Ведь эстетическое удовольствие публика получает и от мощного музыкального сопровождения постановок. Основная часть репертуара оркестра создана композиторами Е.Д.Кузнецовым и В.И.Темновым. В его составе в разное время работали баянисты и композиторы А.С.Ильин, В.Г.Корнев, Г.П.Львов, С.М.Колобков, М.А.Троицкий, Е.П.Дербенко, дирижерами выступали А.С.Ильин и А.Г.Рыжкин.

С 1995 года оркестром руководит народный артист России Леонид Смирнов, а композитором ансамбля на сегодняшний день является заслуженный артист России Филипп Кольцов.

Своеобразной краской музыки оркестра является пение. Форма вокала естественна во время движения, непритязательна, не претендует на звучность профессионального хора и его манеру, но вместе с тем пение стройно и пронизано непосредственностью, как и сам танец.

Костюмы

Одну из важнейших ролей в создании хореографического образа ансамбля «Березка» играет сценический костюм. Роль художника по костюмам сложная и многослойная, ему приходится решать множество творческих и организационных задач. Первым художником и верным соратником Надежды Надеждиной была Любовь Силич. Она не только тонко чувствовала эпоху, цвет, фактуру, детали, но и могла через костюм передать идею мастера, содержание танца. Именно она дала направление для творчества художникам Григорию Белову и Татьяне Шаминой. С 1996 года Татьяна, продолжая традиции, претворяет в жизнь идеи новых номеров, а также сохраняет и обновляет особенный стиль сценических образов «надеждинского» репертуара.

За два часа хороводов и плясовых артисты ансамбля меняют костюмы и головные уборы более 20 раз. Всего же у коллектива около двух тысяч костюмов, которые в общей сложности весят около 2,5 тонны. Каждый из них — настоящее произведение искусства из бархата, шифона, кружева, батика, расшитое тесьмой и бисером.

Гастроли

Легендарная «Березка» побывала почти на всех континентах. Проплыла своим загадочным шагом путь длиной с экватор — тысячи километров на сценах Японии, Франции, Аргентины, Швейцарии, Кореи, США.

«Ансамбль наряду с балетом Большого стал визитной карточкой СССР за “железным занавесом”. Мы же весь мир объехали — выступали более чем в 80 странах! Практически во всех гастрольных поездках на наши концерты приходили руководители государств и правительств», — рассказывает Мира Кольцова, художественный руководитель и главный балетмейстер ансамбля.

Не случайно еще в 1959 году Всемирный совет сторонников мира присудил коллективу свою золотую медаль.

«Березка» выступала в самых экстремальных условиях, например в Греции при жаре в 40 градусов в валенках и тулупах, а в 1973 году пережила госпереворот в Чили. Ансамбль бережно хранит бесценное творческое и духовное наследие и по праву считается ярким, неординарным явлением в отечественной и мировой культуре, подлинным национальным достоянием. Благодаря таланту и безупречному мастерству артистов ГАХА «Березка» им. Н.С.Надеждиной завоевал высочайшее профессиональное признание, покорил миллионы зрителей как в России, так и далеко за ее пределами. А концертам ансамбля, которые отличаются богатейшим репертуаром и особой, одухотворенной атмосферой, всегда сопутствует успех.

Источник и фотографии: beriozkadance.ru


Мы танцуем только русский репертуар, но мы отличаемся от всех фольклорных коллективов тем, что основатель коллектива, Надежда Сергеевна Надеждина, создала жанр авторских произведений, которые используют текст, хореографию, мысль, русскую идею. У нас нет танца ради танца. Наши артисты должны мыслить, они должны быть интеллектуалами, добиваясь при минимальном жесте максимального выражения чувств.

Мира Кольцова, народная артистка СССР, художественный руководитель ансамбля «Березка»