Коложская церковь

В Беларуси сохранились и до сих пор действуют два древних храма, возведенных в XII веке, — Cпасо-Преображенская церковь в Полоцке и Свято-Борисо-Глебская (Коложская) церковь в Гродно. Оба памятника находятся в Предварительном списке всемирного наследия ЮНЕСКО и представляют собой уникальные примеры местных архитектурных школ.

Коложская церковь не похожа на полоцкий храм ни внешним обликом, ни своей сложной и необычной историей сохранения. В отличие от расположенного на территории монастыря Спасо-Преображенского храма, гродненская церковь находится в природном окружении на кромке крутого берега р. Нёман на некотором удалении от исторического ядра города. Свое название эта территория, вероятно, получила от урочища Коложань, т. е. места, где бьют родники, что дало второе название древней церкви — ярчайшему примеру Гродненской архитектурной школы. Храм, носящий имя в честь князей Бориса и Глеба, датирован второй половиной XII века (не ранее 1180 года) и на момент строительства был третьим каменным собором в городе. Гродненская артель зодчих к этому времени уже имела большой опыт возведения кирпичных храмов — уже были построены Нижняя и Пречистенская церкви.

Объемно-планировочное решение церкви основано на столпообразном крестово-купольном типе храма с тремя полукруглыми апсидами. Если по структуре Коложская церковь схожа с другими храмами соседних княжеств этого периода, то внешний облик с полихромным декором фасадов не имеет аналогов. Общие габариты дошедшего до нас древнего памятника: длина — 21,75 м, ширина — 13,25 м, высота сохранившейся части стен — около 9 м. Из шести столпов уцелела только пара центральных колонн. Ориентация здания традиционная — с направлением алтаря на восток. Аутентичные стены толщиной около 1,2 м были возведены из хорошо обожженой плинфы местного производства на сложном известковом растворе, включающем известь, крупный песок, битый кирпич и уголь. При возведении применена техника равнослойной кладки, где толщина раствора приближена к толщине плинфы. Особенностью церкви являются вмурованные в стены керамические кувшины-голосники для облегчения веса конструкции и создания звукового резонанса внутри, а также сохранившиеся узкие лестницы в толще алтарных стен. Кирпичная кладка фасадов богато украшена вставками из обработанных валунов и орнаментами из разноцветных майоликовых плиток.

Долгая жизнь храма длиной в 800 лет состоит из периодов расцвета и запустения, сменяющих друг друга. В XIII–XIV веках из-за постоянных набегов крестоносцев церковь была значительно повреждена, и в связи с отсутствием в городе богатых православных прихожан заброшена. В XVI веке, в период правления короля Стефана Батория, храм восстановили и проводили там постоянные службы. Но уже через 100 лет церковь опять пришла в такой упадок, что древний храм стал служить хозяйственным нуждам Гродненского замка. К середине XIX века к человеческому фактору добавился природный — расположенный на самом краю берегового откоса храм в результате паводков и оползней (1853, 1864, 1889 годы) утратил всю южную стену и часть западной.

После второго оползня (1864 год) был возведен новый фундамент из булыжного камня на известковом растворе под утраченными стенами и забит сплошной ряд свай с насадкой у подошвы фундамента. В 1873 году в бывшем алтаре была устроена временная часовня и сделаны необходимые подпоры для поддержания разрушающихся частей здания. Учитывая ценность древних стен, в 1896–1906 годах провели консервацию руинированного храма, включающую работы по укреплению берега, устройству видовой площадки (балкона) и возведению деревянных стен взамен утраченных. Церковь накрыли двухскатной гонтовой крышей.

Наш современник, искусствовед А.Л.Ба­та­лов проведенную в конце XIX века консервацию храма считает полноценной реставрацией: «Соотношение гипотетического и достоверного при ее реставрации заставило отказаться ради сохранения археологической ценности сооружения от восстановления целостности облика храма не только как художественного произведения, но и как типа сооружения… Ряд указаний в делах, связанных с этой реставрацией, показывает, что произведенные работы не были простой консервацией руин, а представляли в некоторых деталях реставрацию на оптимальную дату, так как и деревянный притвор и глава с крестом были сделаны “того вида и той формы, как это было до обрушения здания”… Последнее доказывает, что характер реставрации 1894 года не был связан с отсутствием денежных средств, а научно обосновывался. Таким образом, в этой реставрации конца XIX века произошло осознанное разделение задач архитектурно-археологического и церковно-археологического восстановления. Возобновление древнего престола Бориса и Глеба не связано с восстановлением древнего вида храма. Однако подобное разделение произошло в основном только в профессиональном сознании. Общество в целом стать на эту позицию еще не могло. Поэтому опыт реставрации Коложской церкви не развился в тенденцию, а остался на уровне явления. Показательно, что уже в 1904 году … (Синодом) существующее положение церкви было найдено “не отвечающим важному историческому и церковно-археологическому значению этой православной святыни …” и было признано “необходимым произвести реставрацию … с возведением недостающих частей по образцу существующих”». Поэтому в 1911 году начался подготовительный этап для последующей реставрации: в древних стенах были заложены ниши и портал северной стены специально изготовленной плинфой, причем закладки производили на тощем глиняном растворе, для того чтобы во время реставрации их можно было разобрать и употребить по прямому назначению. Но запланированные реставрационные работы прервала Первая мировая война. Этот период консервационных работ 1896–1911 годов запечатлен на многочисленных почтовых открытках с видами Коложи.

Гродно в 1920 году вошел в состав Польши, поэтому в 1934 году после появления новых трещин в стенах Коложской церкви был организован специальный Комитет по укреплению памятника, куда входил историк Юзеф Иодковский, представители магистрата и поветовый архитектор. Прежде всего приступили к геологическим исследованиям толщи Коложского берега в районе храма, который провел доктор Бронислав Галицкий из Виленского университета. Тогда же на крайней правой лопатке северного фасада был закреплен геодезический знак (литой чугунный, с надписью «Znak wysokości»), расположенный на высоте 1 метр от дневной поверхности того времени. Комитет провел мероприятия по укреплению угрожавшего оползанием берегового откоса и, кроме того, снял полутораметровый слой земли на участке, окружающем здание, до первоначального древнего уровня. Удаление этого слоя вернуло храму его первоначальные пропорции. Нарастание этого слоя усиливалось тем, что вокруг храма уже с XII века образовалось кладбище. Поэтому в 1929 году по проекту Юзефа Иодковского была возведена кирпичная ограда Коложского погоста с покрытием из черепицы. В 1990-х годах на месте захоронений установлено надгробие в виде камня с изображением креста.

В период с сентября 1939 года по 90-е годы ХХ века Коложская церковь не функционировала. Очень хорошо образ древнего памятника, переставшего в советский период быть храмом, передан на картине Виталия Цвирко «Коложа», написанной в 1969 году. В 60-е годы ХХ века храм был передан на баланс Гродненского государственного историко-археологического музея, а с 1978 года — на баланс Республиканского музея атеизма и истории религии. В 80-е годы ХХ века в храме производились археологические и искусствоведческие исследования. В этот период была снята штукатурка с внутренней части северной стены и колонн, обнаружены остатки фресок и проведена консервация плинфы.

В 90-е годы, когда храм вернулся к своей первоначальной функции, был установлен новый дубовый иконостас, деньги на который пожертвовал Владимир Мулявин, руководитель ансамбля «Песняры». В 2000–2005 годы в связи с очередной просадкой берегового откоса р.Нёман Коложский склон был укреплен с устройством противооползневой подпорной стены с использованием свай вдоль улицы Рыбацкой.

В 2017 году в связи с предаварийным состоянием столетних деревянных стен Коложского храма Фондом Президента Республики Беларусь по поддержке культуры и искусства был выделен грант. Работа по сохранению уникального объекта проходила в несколько этапов. Вначале выровняли деревянные стены по горизонтали и вертикали с сохранением аутентичного каркаса XIX века и заменили деревянную обшивку фасадов с использованием термомодифицированной доски. Вторым этапом были интерьеры храма, где все новые элементы — балкон для певчих, пол солеи и алтаря, подшивка потолка выполнили из древесины дуба и сосны. Выбор дерева как основного материала был неслучаен. Это традиционный для Беларуси, и в то же время обратимый материал, что соответствует требованиям ЮНЕСКО. Также он позволяет подчеркнуть подчиненность всех новых включений в облике частично уцелевшего храма XII века. Для экспонирования основания одной из утраченных колонн было устроено археологическое окно в полу церкви. Третьим, завершающим этапом стало благоустройство прилегающей территории с реставрацией участка кирпичной ограды 1930-х годов.

В заключение опять хочу привести слова А.Л.Баталова: «Отношение к достоверности восстанавливаемой формы и к подлинности ее материала в эпоху становления научной реставрации во второй половине XIX века не сразу стало адекватно такому пониманию подлинного, какое складывается в современной теории реставрации». Поэтому уникальный опыт сохранения древнего храма с помощью простых приемов народной архитектуры и использованием традиционных материалов является единственным примером бережного отношения не только к его сакральной ценности, но и к подлинности формы и ее материалу.

Е.В.Счасная, член Белорусского комитета ИКОМОС, эксперт Синодальной комиссии по наследию Костела на Гродненщине и сакральному строительству