Дворы-«колодцы»

За поражающими воображение достопримечательностями Петербурга, за фасадами его изысканных улиц притаился восхитительный мир. Чтобы познакомиться с ним, нужно свернуть с проторенных туристами дорожек и заглянуть в закулисье северной столицы — в ее дворы-­«колодцы». Кому-то они могут показаться холодными, лишенными насыщенной повседневной жизни, но они — дух Петербурга, позволяющий городу раскрыться самым удивительным образом.

Дворы-«колодцы» — архитектурная особенность Санкт-Петербурга, причина появления которой довольно тривиальна — они создавались с целью экономии пространства. Строить дома «сплошной фасадой» распорядился еще Петр I. Недостаток земли в центре города привел к возведению зданий, плотно примыкающих друг к другу. В итоге возникли целые кварталы со сплошным фасадом. В это же время стали очень популярны доходные дома. Чтобы получить максимум прибыли от сдачи квартир в аренду, их владельцы застраивали свои земельные участки как можно плотнее. Затем стали надстраивать дома до 5–6 этажей, позже — выходившими во двор хозяйственными помещениями. Такие здания вскоре начали перегораживать узкими домами. В результате образовывались строения самой необычной формы, которые, соединяясь друг с другом, образовывали дворы-«колодцы» с причудливыми арками и воротами. Помещения на первых этажах часто не имели окон и использовались в качестве подсобных.

Разнообразие и расположение дворов-«колодцев» Санкт-Петербурга

Стилистическое разнообразие дворов-«колодцев» центра северной столицы поражает. Есть среди них усаженные зеленью, по стерильной чистоте напоминающие европейские. Существуют и такие, которые вполне можно назвать архитектурными памятниками. А встречаются и совсем неприметные, кажется, за целый век не изменившие своего облика.
Прогуливаясь по улицам Петербурга, можно при желании оказаться в веренице дворов-«колодцев» и по цепочке обойти целый квартал, не выходя на главную улицу. Среди многих десятков питерских дворов, каждый из которых по-своему уникален, есть несколько действительно удивительных. Именно о них мы и расскажем.


«Двор Ангела»

Этот пятиугольный двор-«колодец» распложен в самом сердце Санкт-Петербурга. Если, стоя в его центре, закинуть голову вверх, можно увидеть фигуру с крыльями, такими как у ангела. Это удивительное место и у петербуржцев, и у гостей города имеет статус волшебного. Считается, что желания, загаданные во «дворе Ангела», обязательно сбываются.


Дом с летучими мышами

Именно так в Петербурге называют Дом городских учреждений. Поговаривают, что здание получило такое название из-за огромного количества проживающих на его крыше летучих мышей. Однако дело в готическом оформлении овального двора дома, где есть барельефы с изображением этих животных. Само здание, построенное в начале XX века по проекту Александра Лишневского, выполнено в смешанном стиле модерна и готики, помимо эркеров, башенок и лепнины украшено фигурами грифонов, химер, огромных сов и окутано мистическими слухами. Несмотря на архитектурное великолепие, дом имеет дурную славу — многие петербуржцы считают это место проклятым.


Двор дома Бака

Дом, построенный в 1904 году для издателя Юлиана Бака, отличает не только удивительный декор фасада, но и не менее потрясающий двор: второй и пятый этажи соединяют крытые галереи, которые вместе, с рядами открытых балконов, придают двору-«колодцу» очень необычный вид. Некогда крытые галереи помимо эстетического значения имели и чисто прагматическое — из-за них жильцам внутренней пристройки приходилось пользоваться главным входом, что увеличивало стоимость аренды.
Дом Бака известен не только своей архитектурой но и большим количеством знаменитостей в разное время приживавших с нем. Среди них художник Лев Бакст, поэт Анатолий Мариенгоф, балерина Нина Тимофеева.


Круглый дом с желаниями

Это один из старейших жилых домов Санкт-Петербурга, который благодаря своей необыкновенной архитектуре с середины XX века входит в перечень объектов культурного наследия города. В 1822 году купец Устинов, пожелав возвести доходный дом в центре двора-«колодца», поставил перед архитектором Иосифом Шарлеманем непростую задачу — построить корпус так, чтобы он не отбрасывал большой тени, имел для жильцов изолированный двор, при этом был бы красивым и уютным. Реализуя пожелания заказчика, зодчий разработал оригинальный проект: круглый дом, внутренний двор которого вымощен тротуарной плиткой и украшен двумя арками, расположенными напротив друг друга.


«Двор духов»

Считающийся в Петербурге магическим «двор духов» — один из внутренних дворов в прошлом доходного дома предпринимателя Леопольда Кёнига. Он был построен в конце 1870-х годов, и некогда в нем проживал художник Николай Рерих, по сей день считающийся одним из крупнейших отечественных мистиков. Возможно, поэтому дом наполнен духами, с которыми при жизни общался мастер. Несмотря на то что эстетически двор проигрывает другим питерским — небольшой проем между зданиями, сверху загражденный металлическими решетками, — именно в нем, по легенде, исполняются любые загаданные желания. Главное — делать это от чистого сердца.

К.И.Ленская