Хрустальное подземелье

В 2014 году американское издательство Guardian включило «Автово» в список двенадцати красивейших станций метрополитенов мира. И это более чем оправдано — богатая отделка, оригинальные архитектурные и художественные решения сделали эту станцию одной из самых впечатляющих на планете.

«Автово» была открыта в ноябре 1955 года. Как и прочие, эта станция создавалась в характерном для того времени монументальном стиле, являющемся воплощением идеи величия и мощи советского государства. По своей красоте она вполне может соревноваться с московскими станциями метро сталинского периода. А все дело в оригинальном художественном решении подземного вестибюля, предложенном архитекторами Евгением Левинсоном и Андреем Грушке.

Согласно задумке зодчих, перронный зал должны были поддерживать колонны, декорированные рельефным прессованным стеклом, чем-то напоминающим хрусталь, что в итоге сделало бы станцию похожей на подземный дворец. Любопытно, что идея использовать именно стекло для оформления вестибюля «Автово» пришла Левинсону, когда он увидел необычную подставку для настольной лампы, выполненную из столбика (балясины) хрустального ограждения алтаря Смоленского собора.

Вот как Евгений Левинсон описывал будущую станцию: «…Основным строительным материалом для этой станции является стекло. Представьте себе шестьдесят хрустальных колонн, возвышающихся на фоне красных стен перрона, украшенных барельефами. Помимо специальных приборов освещения, потолки станции имеют большие стеклянные витражи, подсвеченные изнутри».

Специально для воплощения идеи Левинсона и Грушке был разработан новый состав стекла, прочность которого в несколько превышала твердость мрамора. Изготавливались такие литые пластины для колон на экспериментальной базе в цехах Ленинградского завода художественного стекла.

Однако добиться того, чтобы бетонная конструкция колонн не просматривалась через стеклянную облицовку, было очень сложно. В результате заднюю поверхность стеклянных панелей обработали гранями, отражающими свет. Однако и этого оказалось недостаточно: пришлось также располагать их под определенным углом. Благодаря такому оптическому эффекту создавалось впечатление, что колонны полностью созданы из стекла. Это заблуждение какое-то время даже поддерживалось путеводителями по городу.

Согласно первоначальному проекту, все без исключения колонны должны были быть облицованным стеклом, более того, предполагалась даже их внутренняя подсветка. Ее, по воспоминаниям старожилов, зажигали по большим праздникам, среди которых Новый год, День Победы, День Великой Октябрьской социалистической революции, Праздник труда. И все же документальных подтверждений тому, что в колонны станции действительно были вмонтированы светильники, не существует.

Станцию, однако, не успевали сдать в срок и в итоге часть колон декорировали камнем. Это мера, принятая в качестве компромиссной, впоследствии закрепилась: в ноябре 1955 года вышло правительственное постановление «Об устранении архитектурных излишеств в проектировании и строительстве», поставившее точку в эпохе сталинского ампира. Настало время модернизма.

Рельефное стекло колонн украшено пятиконечными звездами — символами Советского Союза — и дубовыми веточками, олицетворявшими мощь государства, сумевшего победить фашизм. Стеклянные детали укреплены на специальном каркасе и обвивают колонну спиральными лентами, разделенными покрашенными «под золото» жгутиками. Помимо декоративного, эти ленты имеют и функциональное значение — они предотвращают растрескивание стекла при возможной осадке бетонных колонн.

Художественное оформление «Автово» было посвящено, по словам Евгения Левинсона, «переднему краю обороны Ленинграда во время Великой Отечественной войны». Так, уже кассовый зал станции встречает пассажиров панно «Защитники Ленинграда», на котором изображены солдат, моряк и рабочий, окруженные знаменами и орденом Победы.

Спустившихся по лестнице в перронный зал (эскалатор при заложении «Автово» был не предусмотрен) пассажиров помимо великолепных «стеклянных» колонн ожидало немало впечатляющего. В частности, торец вестибюля подземной станции украшает мозаичное панно «Победа», на котором изображена держащая на плече ребенка женщина на фоне развевающихся победных знамен и лент с надписями «Миру мир» и «Наше дело правое — мы победим». Последняя фраза была взята с медали «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов» и принадлежала Иосифу Сталину, поэтому появление ее на панно вполне закономерно. Женщина с ребенком — каноничный образ тех, кого защищали советские воины. По нижним углам панно расположены щиты с годами «1941» и «1945», рядом с ними развеваются ленты с орденами и медалями, посвященными победе СССР над фашистскими захватчиками.

Отдельного внимания заслужи­вают массивные люстры станции, вес каждой из них — около 350 килограмов. Всего их три — одна в центральном зале и две — над платформами. В первоначальном виде люстры не сохранились — в начале 1970-х годов нижний ряд их плафонов-«стаканов» был демонтирован, где они сейчас — неизвестно.
Пол станции выложен из красного, серого и черного гранита, образующего геометрический рисунок. Потолок украшен лепниной.

Любопытная «изюминка» станции — оригинальное информационное табло, которое и сегодня оповещает пассажиров о прибытии составов, следующих в депо.

Поскольку зал «Автово» расположен в водонасыщенных грунтах, со временем ее гидроизоляция утратила свои защитные свойства и начала пропускать воду. В итоге облицовывавший стены мрамор потускнел, на стенах появились трещины. В 2006–2012 годах на станции был проведен масштабный капитальный ремонт, в ходе которого мраморную облицовку путевых стен обновили, устранили течи, восстановили гидроизоляцию. Практически полной замене подверглась лепнина потолка «Автово», для чего была использована уникальная технология, посредством которой новые элементы, полностью воспроизводившие оригинальные, изготавливались непосредственно на платформе станции.

Любопытно, что наземный вестибюль «Автово» по помпезности несколько уступает ее подземному залу. Так, он чем-то напоминает церковь: имеющая восемь колон арка, купол, апсида. В целом, для советских людей подобное монументальное здание и было храмом, посвященным защитникам родины. Фасады павиль­она украшают барельефы «Оборона Петрограда в 1919 году» и «Оборона Ленинграда в 1941–1943 годах».

Первоначально в наземном вестибюле «Автово» планировали создать масштабный витраж, посвященный И.Сталину, а купол опоясать надписью «Слава великому Сталину — организатору побед над врагами Советской Родины», однако уже в процессе работы текст заменили. Сегодня он гласит: «Доблестным защитникам Ленинграда, в битвах отстоявшим город-герой, слава в веках!». Также в планах у архитекторов станции было намерение установить при входе профиль «вождя всех народов», однако по политическим мотивам, среди которых не последнее место занимало развенчание культа личности Сталина, от этой идеи отказались.

Несмотря на то что с момента создания «Автово» прошло более шестидесяти лет, сегодня, как и прежде, она считается одной из красивейших не только в метрополитене Санкт-Петербурга, но и среди станций метро мира. 15 декабря 2011 года Советом по сохранению культурного наследия станция «Автово» внесена в единый государственный реестр объектов культурного наследия регионального значения.

И.А.Шейхетова