Взвар: напиток из прошлого

Что пили на руси до появления чая

С незапамятных времен, задолго до появления чая, на Руси было принято употреблять горячие напитки, которые не только согревали зимой, но и укрепляли здоровье. Говорят, что эту традицию принесли «варяги» — первые русские князья скандинавского происхождения. Обычай прижился и стал всенародным, а напиток получил название «взвар».

Само слово происходит от глагола «варить» или «заваривать» и означает горячий напиток, приготовленный из трав, сушеных ягод и сухофруктов, либо густую приправу на растительной основе. Неизменными компонентами являются мед и специи.

В каждом регионе России были свои секреты приготовления взвара в зависимости от климата и местных традиций. Русские путешественники и торговцы, посещая новые места, часто увозили с собой понравившиеся рецепты, тем самым обогащая и развивая культуру приготовления национального напитка. Немаловажную роль в распространении взваров сыграли монастыри, где монахи сушили лекарственные растения и ягоды, из которых потом делали напитки, позволяющие выдерживать посты. В дальнейшем некоторые виды взваров «отделились» и получили новые имена либо стали называться на иностранный манер.

Травяной взвар 

Этот тип взвара отличался самым большим разнообразием вкусов и лечебных свойств. Региональные особенности взваров объяснялись не только климатическими условиями, но и семейными секретами, а также постоянным поиском новых полезных и ароматных трав. В каждой крестьянской семье был большой запас таких сборов, к самым популярным можно отнести вереск, зверобой, душицу, листья брусники, малины и смородины. Травы сушили, смешивали, заваривали кипятком и некоторое время настаивали, после чего добавляли мед. Полученный напиток не только согревал зимой, но и способствовал профилактике простуды, сердечных и желудочных заболеваний: так зарождалась народная медицина. В XVII веке в России появились первые самовары, из Китая завезли чай, а взвар заменило слово «сбитень». По мнению историков, слово произошло от старорусского глагола, означавшего «соединять», поскольку ингредиенты заваривались в отдельной посуде, а потом соединялись. Чай в то время стоил очень дорого, поэтому сбитень вплоть до конца XIX века оставался самым популярным народным напитком, его варили не только для себя, но и на продажу. В зимнее время на площадях городов, на ярмарках, в людных местах деревень всегда можно было увидеть продавцов сбитня с большими медными чайниками в руках (баклагами). В летний период охлажденный сбитень пользовался не меньшим спросом. С приходом черного чая традиция варить сбитень стала сходить на нет, а в настоящее время его можно встретить в ресторанах русской кухни. В XIX веке Россия стала производить и экспортировать так называемый кипрейский чай (иван-чай), который пользовался большой популярностью и был известен как «русский чай». Травяной взвар в дальнейшем получил свое развитие в виде сборов, настоек и отваров из лекарственных трав, которые можно встретить в любой аптеке и по сей день. Весь опыт и знания, которые накопили наши предки, собраны в Травниках, продающихся в книжных магазинах. А в деревнях ежегодно тысячи людей собирают травы, отдавая дань старой русской традиции. 

Фруктовый взвар 

Такой взвар в классическом исполнении готовился из сухофруктов с добавлением сушеных ягод, душистых трав и меда. Сухофрукты заваривали кипятком и настаивали, в результате плоды сохраняли все свои полезные свойства. Самыми распространенными были яблочные взвары. Напиток получался очень сладким и насыщенным за счет добавления небольшого количества воды. Считалось, что при ежедневном употреблении взвара укрепляется иммунитет, улучшается работа желудка и сердца. 

В XVIII веке на смену русскому взвару пришел французский компот, и с ним новые традиции: напиток стал менее густым и сладким. В настоящее время компот из сухофруктов является одним из самых популярных напитков в России, его рекомендуют пить в лечебно-профилактических целях, готовят в детских садах, школьных столовых и, конечно, дома. Каждую осень дачники собирают с плодовых деревьев урожай и делают заготовки, чтобы зимой насладиться ароматом, пришедшим к нам из далеких времен.

Взвар сохранил свое название и оригинальную рецептуру в православной кухне и является неотъемлемой частью праздничного стола в канун Рождества и в ночь перед Крещением.

Взвары подавались в любой национальной посуде, которая была в употреблении в том или ином сословии в тот или иной исторический момент — берестяной, глиняной, деревянной, жестяной, стеклянной, фаянсовой и фарфоровой. Со временем, многообразие рецептов и возрастающий интерес к национальной кухне положили начало развитию русской питейной культуры, когда процесс приготовления взвара стал превращаться в настоящую церемонию. 

Взвар как приправа к мясным блюдам

Понятие «соус» в России появилось в XVIII веке, до этого к блюдам из мяса, птицы и дичи подавались густые кисло-сладкие подливки на овощной или ягодной основе, которые тоже называли взварами. Самыми распространенными были луковый, капустный, клюквенный и брусничный. Для приготовления взваров овощи мелко нарезали и долго тушили (уваривали) с добавлением уксуса, меда и специй, которые давали тот самый кисло-сладкий эффект. При этом капуста использовалась только квашеная. Ягодные взвары готовились на основе меда и муки. В отличие от иностранных соусов, взвары подавались только горячими. 

Густые овощные взвары практически исчезли из употребления, так как процесс приготовления занимает много времени. И все-таки российские гурманы все чаще проявляют интерес к старинным национальным блюдам и приправам, пытаясь повторить и попробовать то, что когда-то готовили их далекие предки.

 «Лук репчатый мелко нарубить, спассеровать с жиром, добавить отжатую от рассола квашеную капусту, немного воды или бульона и тушить 1–2 часа; в конце тушения добавить мед, молотый перец» (В.Левшин, рецепт капустного взвара).

Культура русских традиционных напитков чрезвычайно богата, одни лишь взвары насчитывает более 1500 вариантов. Изучая историю их приготовления, мы не только окунаемся в прошлое, но и становимся ближе к природе, учимся ценить и любить то, что нас окружает.

По материалам Руслана Латушкина, этнографа традиции русских взваров