Уникальная коллекция с тысячелетней историей

Государственный музей Востока

Государственный музей Востока является одним из крупнейших музеев России: в его собрании насчитывается около ста пятидесяти тысяч предметов, причем возраст самых древних из них достигает трех-четырех тысячелетий, а самые «молодые» относятся уже к современному искусству. 

Географические рамки коллекций чрезвычайно широки: Музей хранит памятники искусства и культур стран Дальнего и Ближнего Востока, Южной, Юго-Восточной и Центральной Азии, Северной и Тропической Африки, Средней Азии и Казахстана, Северного Кавказа и Закавказья, народов Крыма, Бурятии и Тувы, малочисленных народов Северной Азии, Приамурья и Чукотки.

Основанный в 1918 году Музей, по замыслу его создателей, должен был стать средоточием восточного искусства, что приобрело особую актуальность после событий октября 1917 года: крупные коллекции частных лиц стремительно национализировались, и в Ars Asiatica — именно такое название Музей носил в первые годы своего существования — оказалось немало предметов из подобных собраний. 

В первое десятилетие Музей не имел постоянного пристанища. Его фонды и экспозиционные залы размещались на небольших площадях: то в здании Исторического музея на Красной площади (1919–1923), то в здании ВХУТЕМАСа на ул. Рождественка (1923–1926), то в крошечной Цветковской галерее на Кропоткинской набережной (1926–1929). В 1929 году он получил первое постоянное здание, которым стала бывшая церковь Илии Пророка на ул. Воронцово Поле. До недавнего времени здесь находилась основная часть коллекций и реставрационные мастерские, но в 2018–2019 годах состоялся переезд фондохранилища и мастерских на ВДНХ, где в настоящее время идет формирование крупного музейного кластера.

На протяжении 1920-х годов благодаря передачам из хранилищ Государственного музейного фонда, а также государственным покупкам у частных лиц собрание Музея пополнилось разнообразными экспонатами из Китая и Японии, Ирана и Афганистана, Индии и Турции, Кавказа и Средней Азии. Первыми собирателями, чьи находки, прибывавшие с художественных рынков Ирана и из парижских антикварных салонов, легли в основу музейных фондов, стали племянник знаменитого поэта К.Ф.Некрасов, коллекционер и меценат П.И.Щукин, дипломат и исследователь-востоковед В.Г.Тардов. Вещи передавались также из собраний московского Английского клуба, Румянцевского музея, Оружейной палаты Московского Кремля, Исторического музея, Московского художественного-промышленного (бывшего Строгановского) училища, из антикварных и букинистических магазинов Москвы, из дворца Ораниенбаума и Эрмитажа. Особую роль в пополнении музейного собрания этого периода сыграли археологические материалы, переданные в фонды Музея Востока в виде больших коллекций керамических изделий из Средней Азии Музеем изящных искусств и Самаркандским музеем. 

С первых лет создания Музея новым направлением его деятельности стала организация археологических экспедиций. Выдающееся научное и художественное значение имели материалы раскопок 1926–1928 годов в Старом Термезе, проводившихся вторым директором Музея Б.П.Дени­ке. В 1960-е годы Музей возобновил здесь исследования, и работы на территории буддийского пещерного монастыря Кара-­тепе велись на протяжении тридцати лет. С 1981 года музейные археологи плодотворно работали в Узбекистане и Казахстане, в Адыгее и Абхазии, на Чукотке и в Поволжье, а также в зарубежных экспедициях на территории Монголии и Йемена. 

Первые случайные поступления в музей ковров, вышивок, глиняной и металлической посуды Средней Азии и Кавказа XVIII — начала XX веков положили начало полевым научно-собирательским работам отдела Советского Востока. Практически ежегодные закупочные экспедиции в республики Средней Азии, Казахстан и в Закавказье, начатые летом 1929 года, продолжались до конца 1980-х годов, причем постепенно их ареал расширился и охватил автономные республики Северного Кавказа, Бурятию, Туву, Алтай, Приамурье, Чукотку, Таймыр. В последние три года подобная экспедиция работает и за границами России — в Западной Африке (Республика Мали, Буркина-Фасо). 

В Музее Востока впервые в стране начали проводиться выставки из Вьетнама, Бирмы, Таиланда и Цейлона, Сирии, Ирака, Иордании и Израиля, Алжира, Туниса, Египта и Марокко, Эфиопии, Конго, Зимбабве, Чада, Нигерии и других стран. По окончании множества выставок часть экспонировавшихся на них предметов передавалась и продолжает передаваться в дар Музею, тем самым давая начало формированию новых коллекций и пополняя уже существующие фонды. 

Мощным плодотворным продолжением экспозиционной деятельности Музея стало получение нового здания на Суворовском (ныне Никитском) бульваре. История городской усадьбы «Дом Луниных» прослеживается с начала XVIII века, а в 1802 году этот участок земли со строениями приобрел генерал-лейтенант П.М.Лунин (дядя известного декабриста М.С.Лунина). Знаменитый архитектор Д.И.Жилярди стал автором проекта перестройки усадьбы, придав ей пышный ампирный лоск, а в 1821 году еще недостроенный главный дом был передан Коммерческому банку, который просуществовал здесь до 1917 года. Первая выставка Музея Востока состоялась в этом здании в 1984 году, а с 1988 года начали постепенно открываться постоянные экспозиции. 

С 1985 года ведет работу Северокавказский филиал Музея Востока в Майкопе, сотрудники которого ежегодно организуют многочисленные авторские, региональные и тематические выставки художников, графиков, скульпторов, мастеров декоративного искусства из различных областей Северного Кавказа и юга России, формируют собственные коллекции, читают циклы лекций. 

В филиале Музея Востока — павильоне № 13 на ВДНХ — располагаются два новых масштабных выставочных проекта: экспозиция «Сохраняя культуру. Музей Рерихов на ВДНХ» и «Экспозиция из фондов музея Востока на ВДНХ». С 1991 года Музей является объектом культурного наследия России.

В фондах Музея хранятся произведения живописи, графики, скульптуры, предметы декоративно-прикладного и народного искусства, уникальные образцы древней и средневековой скульптуры, в том числе буддийской, классической и современной живописи и гравюры, работы мастеров художественного лака, текстильные и ювелирные изделия, резьба по дереву и кости, произведения миниатюрной скульптуры, оружие, различные предметы быта. К числу бесспорных шедевров музейного собрания относятся выполненные из слоновой кости ритоны из Старой Нисы, золотые и серебряные изделия, происходящие из курганов около аула Уляп в Адыгее, собрание Луристанских бронз, миниатюры из рукописи «Бабур-наме», коллекция живописи Каджаров, знаменитый китайский фарфор. В живописной коллекции Музея признанным шедевром явлется произведение Нико Пиросмани «Кутеж», а также живописные полотна Мартироса Сарьяна, Александра Николаева (Усто Мумина), Александра Волкова и скульптурные произведения Дамира Рузыбаева.

Великолепными жемчужинами японской коллекции Музея являются: скульптура, изображающая Бодхисаттву Фугэн (конца XII века) ​, двухстворчатая ширма «Обезьяны, ловящие отражение луны в воде» Кано Тосюна, написанная в конце XVII века, ансамбль из фигуры орла на сосне и ширмы, созданный в качестве подарка к коронации Николая II в конце XIX века скульптором Канэдой Кэндзиро и мастерами шелковой мануфактуры Нисидзин. Интересные произведения мелкой пластики (брелоков нэцкэ и фигур окимоно), керамики для чайной церемонии, оружия и художественного текстиля (кимоно и пояса), гравюра укиё-э дополняют коллекцию, раскрывая разные грани искусства Японии.

Музей Востока участвует в крупных выставочных проектах как в России, так и за рубежом, а его коллекции становятся предметом научных исследований. Из самых значимых проектов последних лет можно выделить масштабную выставку к 100-летию Музея «Восток. Другая красота», посвященную женщине в традиционной культуре, ее роли и пониманию женской красоты в целом. Выставка позволила углубиться в историю и культуру разных стран и сквозь призму национальных особенностей выяснить понимание красоты в каждом из представленных разделов: Центральная Азия, страны ислама, Кавказ, Китай, Корея, Япония, Юго-Восточная Азия. Всего на выставке было представлено более шестисот музейных предметов: живопись и графика, костюм и ювелирные украшения, предметы декоративно-прикладного искусства. 

Выставка «От голубой розы к золотому гранату. Образ Востока в русском искусстве первой половины XX века», проводившаяся в год столетия Музея — в 2018 году, приоткрыла для зрителей настоящую сокровищницу — на ней экспонировалось больше ста произведений наиболее ярких отечественных мастеров, связавших свою судьбу с Востоком: символистов и авангардистов, мастеров пленэра и реализма. Наряду с признанными, хотя и редко экспонирующимися шедеврами Мартироса Сарьяна, Александра Волкова, Роберта Фалька, Ильи Машкова были представлены первоклассные, но практически незнакомые публике работы Александра Николаева (Усто Мумина), Михаила Курзина, Павла Бенькова, Ольги Соколовой и других художников, очарованных Востоком. В основе экспозиции — коллекция Государственного музея Востока, дополненная картинами из Государственной Третьяковской галереи, Саратовского государственного художественного музея им. А.Н.Радищева, Фонда поддержки и развития научных и культурных программ им. Ш.Марджани.

Сотрудники Музея регулярно проводят региональные и международные конференции, идет каталогизация коллекций и выпускаются монографии. На базе Музея действует несколько научно-исследовательских и археологических экспедиций, а образовательные проекты, детские кружки и студии, концерты и кинопоказы пользуются неизменной любовью посетителей и друзей Музея всех возрастов.

Н.Н.Борисова, пресс-служба Государственного музея Востока