Триумф сталинского ампира

История станции московского метрополитена «Комсомольская» (кольцевая)

Одна из самых помпезных станций была открыта 30 января 1952 года. Свое название она получила от Комсомольской площади, на которой расположен ее назем­ный вестибюль. В народе это место называют «площадь трех вокзалов» — Ленинградского, Ярославского и Казанского. 

Грандиозный проект архитектора Алексея Щусева

«Комсомольская» создавалась как станция глубокого заложения — она находится на глубине 37 метров. Ее платформа стала экспериментальной площадкой для использования новейших технологий в строительстве московского метрополитена. Так, диаметр центрального зала станции стал самым широким из всех существовавших на тот момент — 11,5 метров. Такой же диаметр и у эскалатора для перехода на «Комсомольскую» радиальную, что позволило впервые уместить сразу четыре лестницы — ранее было возможно устанавлить только три. Сегодня эти лестницы, как и почти семь десятилетий назад, продолжают стабильно работать. 

Проект станции еще в 1949 году подготовил известнейший советский архитектор Алексей Щусев. Зодчему было не суждено дожить до реализации своей грандиозной идеи. Дело мастера продолжили его ученики — Виктор Кокорин и Алиса Заболотная. Последняя позже писала, что станция задумывалась Щусевым как один из наиболее оживленных транспортных узлов города и как своеобразные ворота Москвы, задачей которых было бы формирование первого впечатления о столице.

«Комсомольская» — апофеоз сталинского ампира, отличавшегося необыкновенной торжественностью. Станция выполнена в стиле русского зодчества XVIII века. Ведущая тема архитектуры ее интерьера — победа советского народа в Великой Отечественной войне. Величие этой патриотической темы отражено в грандиозном размере зала, в богатстве его декоративного убранства. Своды станции украшены лепниной в стиле барокко и огромными мозаичными панно из смальты и драгоценных камней.

Величественные мозаики Павла Корина

Работа над мозаиками была доверена советскому художнику Павлу Корину, современники которого вспоминали: «[Корин] профессионально чувствовал и понимал архитектуру», находил в монументалистике отдушину, поскольку его картины очень редко выставлялись, в чем винили президента Академии художеств, бывшего сокурсника Корина по Московскому училищу живописи, ваяния и зодчества Александра Герасимова. 

Корин знал, что Алексей Щусев хотел, чтобы «Комсомольская» (кольцевая) стала продолжением архитектурной темы Казанского вокзала, над которой ранее работал архитектор. Создавая эскизы мозаик, Павел Корин ездил на Казанский вокзал, чтобы рассмотреть детали щусевского проекта.

Созданные Кориным великолепные мозаичные панно фактически визуализируют речь И.В.Сталина, произнесенную им на параде 7 ноября 1941 года: «Война, которую вы ведете, есть война освободительная, война справедливая. Пусть вдохновляет вас в этой войне мужественный образ наших великих предков — Александра Невского, Димитрия Донского, Кузьмы Минина, Димитрия Пожарского, Александра Суворова, Михаила Кутузова! Пусть осенит вас победоносное знамя великого Ленина!».

На мозаиках, созданных Кориным, запечатлены Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский, собирающие на Красной площади народное ополчение; князь Александр Невский, держащий знамя с изображением Христа; князь московский Дмитрий Донской, на белом коне возглавляющий войска, собравшиеся в поход на Куликово поле; великий полководец Александр Суворов во время перехода через Альпы; Михаил Кутузов в ходе Бородинского сражения, а также советские солдаты и офицеры у стен рейхстага. 

Помимо этих мозаик были еще три, во многом посвященные лично Сталину. На одной из них он изображен на параде 7 ноября 1941 года стоящим на мавзолее и держащим в руках знамя с профилем Ленина, которое, опустившись на колено, целует солдат. За спиной Сталина — члены Политбюро, видны башни Кремля, ряды отправлявшихся на фронт солдат. 

На второй мозаике изображено взятие советской армией рейхстага в мае 1945 года. На переднем плане — солдаты, чьи лица светятся счастьем, за их спинами — развевающиеся знамена с профилями В.И.Ленина и И.В.Сталина. Фоном композиции выступило разрушенное здание рейхстага. 

На третьей мозаике — Парад Победы, состоявшийся 24 июня 1945 года. На трибуне мавзолея изображен И.В.Сталин в окружении членов Политбюро и высшего армейского руководства. Почетный караул охраняет двери мавзолея. К его подножию солдаты бросают знамена побежденной фашистской Германии.

Переделки в духе времени

Однако три панно, воспевавшие, в том числе личность вождя народов, просуществовали довольно недолго. В 1961 году, после развенчания культа личности И.В.Сталина на XXII съезде КПСС, стало понятно, что мозаики необходимо переделать. До этого панно лишь незначительно подправлялись по ходу удаления из Политбюро впавших в опалу чиновников. 

Переделка мозаик оказалась непростой. Так, панно с изображением выступления Сталина на параде 1941 года фактически пришлось создавать заново: вместо вождя народов появился В.И.Ленин, а вместо советских бойцов — солдаты времен Гражданской войны. 

С панно, где был изображен Парад Победы, убрали изображенных на мавзолее членов Политбюро. Их заменили аллегорической фигурой Родины-матери, стоящей на знаменах и держащей в руках серп, молот и символ мира — ветвь оливы. 

Единственным панно, которое подверг­лось минимальной переделке, было то, где изображалось взятие рейхстага — с мозаики просто убрали профиль Сталина. 

На изменение всех панно ушло несколько лет. Работы проводились только по ночам, чтобы не мешать пассажирам полноценно пользоваться станцией. 

И при создании, и при переделке мозаик советскими мастерами была проделана грандиозная работа. Площадь каждого панно — 30 кв. метров, вес — три тонны, число наборных элементов — 300 тыс. штук. Все они не только оказывали мощное эмоциональное воздействие на зрителей, но и поражали грандиозностью техники и качества исполнения. Эскизы были выполнены в натуральную величину, по ним бригады мастеров выкладывали кусочки цветных камней и смальты. Полученный результат переносили на покрытую цементным раствором основу. Готовую мозаику устанавливали на своде станции на девятиметровой высоте.

Следуя традиции мозаичной живописи, фоны панно создавались золочеными. Павел Корин, прекрасно осведомленный о традициях русского и византийского искусства, применил этот прием, первоначально использовавшийся в иконах, в своей работе. В том числе это объясняет, почему мозаики «Комсомольской» создают такое мощное, вневременное впечатление величия и торжественности. 

Корин так оценил свою работу: «Удачными мозаиками считаю “Невского”, “Донского”, “Минина и Пожарского”, “Суворова” и “Сталина”. “Кутузов” немного испорчен спешкой, “Парад Победы” слабовато выполнен, “Взятие рейхстага” испорчено невежественными халтурщиками из мозаичной мастерской ленинградской академии». А позже, уже получив Сталинскую премию за оформление «Комсомольской», художник говорил: «Несмотря на все недостатки, мозаики живут, живут жизнью торжественной, в них есть взволнованность, есть творчество».

Красота и величие во всем

Не только лепнина и мозаичные панно создавали такое грандиозное впечатление от «Комсомольской». Архитекторы станции украсили ее барельефами на тему создания русского оружия с древнейших времен и до момента открытия платформы в 1952 году. Это ружья, пулеметы, мечи, шлемы и многое другое. В 1965-м по неизвестным причинам их заменили на эмблемы, созданные по эскизам Павла Корина. 

Как и стены, колонны станции отделаны светлым мрамором, пол выложен красным гранитом. Потолки платформы украшают массивные люстры в виде колец, на которых расположены многочисленные рожки с лампами. Боковые залы станции освещаются подобными светильниками, чьи размеры, однако, значительно более скромные.

На фоне всего этого великолепия кажется «забытым» торец станции. Первоначально здесь предполагалось сделать второй выход, однако эта идея так и не была реализована. Чтобы скрасить пустоту, у стены установили высокий постамент, а на нем — бюст В.И.Ленина. На саму стену поместили мозаику, в центре которой — герб Советского Союза, а по краям — растительный орнамент. 

В 1958 году на Всемирной выставке в Брюсселе макет станции «Комсомольская» (кольцевая) получил Гран-при. Помимо высокой оценки архитектурной составляющей проекта члены жюри отметили его иллюстративную часть, которая была представлена мозаиками Павла Корина. 

К.И.Ленская