Композитор, человек, бренд

Исполнилось 180 лет со дня рождения великого русского композитора Петра Ильича Чайковского

«Ах, Петя, Петя, какой позор! Променял юриспруденцию на дудку!», — отчитывал будущего гения его дядя, когда Чайковский оставил службу в Министерстве юстиции, чтобы сосредоточиться только на музыке. Вряд ли суровый родственник представлял, насколько выиграет все человечество на века вперед от этой смены занятий.

О жизни и творчестве одного из самых известных русских композиторов известно, кажется, все. В то же время он остается для нас загадкой и по сей день.

Композитор

Чайковский прожил всего 53 года. Период творческой активности — чуть больше трех десятков лет. В итоге — три балета, семь симфоний, десять опер, более ста романсов, а еще фортепианные циклы и пьесы, симфонические концерты, хоровые сочинения и многое другое. Сложно найти композитора, оставившего бы потомкам более обширное творческое наследие.

Писать музыку Чайковский начал, еще учась в консерватории в Санкт-Петербурге, куда поступил в 1861 году. Среди первых сочинений — увертюра «Гроза» по одноименной пьесе Александра Островского и «Характерные танцы» для симфонического оркестра. Именно они позволили 25-летнему Чайковскому впервые заявить о себе как о композиторе: публичное исполнение «Характерных танцев» состоялось 30 августа 1865 года в Павловске. Оркестром дирижировал другой великий композитор, «король вальса» австриец Иоганн Штраус. Позднее «Характерные танцы» были переименованы в «Танцы сенных девушек» и вошли в оперу «Воевода», премьера которой состоялась в январе 1869 года в Большом театре в Москве. «Эта опера — задаток огромной будущности для Чайковского… Представление удалось — Чайковского несколько раз вызывали», — записал тогда в своем дневнике основоположник русского музыкознания князь Владимир Одоевский.

В том же 1869 году Чайковский пишет увертюру «Ромео и Джульетта». Следующим произведением, созданным по пьесе Шекспира, станет в 1873 году симфоническая фантазия «Буря». Чайковский в это время — один из самых молодых профессоров Московской консерватории. Он преподает, путешествует по Европе, занимается музыкальной критикой и, конечно, продолжает сочинять музыку. 70-е годы — очень плодотворный период в жизни композитора. В 1872 году создана Вторая, так называемая «Малороссийская», симфония, годом позже — Третья. В октябре 1875 года впервые исполнен Концерт № 1 для фортепиано с оркестром. Премьера прошла в Бостоне: великий немецкий пианист Ганс фон Бюлов играл с оркестром под управлением Бенджамина Ланга. В 1876 году написан культовый балет «Лебединое озеро», премьера которого состоялась в 1877 году на сцене Большого театра.

Случайный разговор с оперной дивой того времени Елизаветой Лавровской привел к созданию одного из главных шедевров Чайковского. Вот как писал об этом брату сам композитор: «Лизавета Андреевна молчала и добродушно улыбалась, как вдруг сказала: «А что бы взять „Евгения Онегина“»? Мысль эта показалась мне дикой, и я ничего не отвечал. Потом, обедая в трактире один, я вспомнил об «Онегине», задумался, потом начал находить мысль Лавровской возможной, потом увлекся и к концу обеда решился. Тотчас побежал отыскивать Пушкина. С трудом нашел, отправился домой, перечел с восторгом и провел совершенно бессонную ночь, результатом которой был сценариум прелестной оперы с текстом Пушкина». А в 1879 году состоялась премьера оперы «Евгений Онегин» в Москве.

В 80-е годы Чайковский — уже признанный миром выдающийся композитор. Он много гастролирует, продолжая сочинительство. Три симфонии, «Славянский марш», концерты, множество фортепианных пьес — все это создано в 80-е годы. Наконец, в 1889 году написан балет «Спящая красавица» по сказке Шарля Перро, в 1890 году — опера «Пиковая дама» по повести Пушкина, а в 1892 году — великий балет «Щелкунчик» по сказке Гофмана.

Человек

Чайковский — великий русский композитор и Чайковский — гражданин мира — две ипостаси одного человека. В его жилах текла не только русская кровь. Прадед композитора по материнской линии — французский скульптор Мишель-Виктор Асье. Он жил в Германии и работал «модельмейстером» Мейсенской Королевской фарфоровой фабрики. Прабабушка Чайковского — Мария Кристина Элеонора Виттиг, дочь австрийского офицера. Любовью к музыке композитор обязан своей французской гувернантке Фанни Дюрбах. Именно она поощряла увлечения юного Петра. Его первым педагогом в Санкт-Петербурге стал обрусевший немец, пианист Рудольф Кюндингер, который, впрочем, больших талантов у воспитанника не нашел. «Если бы я мог предвидеть, кто выйдет из тогдашнего правоведа, то вел бы дневник наших уроков с ним», — писал он позднее. Но самолюбивый юноша не мог не чувствовать неверия учителя в его успех.

Италия, Америка, Швейцария — сложно перечислить все страны, где побывал Чайковский, где публика рукоплескала его гению. При этом Россия была его главной привязанностью на протяжении всей жизни. «Среди этих величественно прекрасных видов и впечатлений туриста я всей душой стремлюсь в Русь, и сердце сжимается при представлении ее равнин, лугов, рощей…», — пишет Чайковский, находясь в Швейцарии, в своем дневнике в 1873 году. «Какое счастие быть у себя! Какое блаженство знать, что никто не придет, не помешает ни занятиям, ни чтению, ни прогулкам! Я понял теперь раз навсегда, что мечта моя поселиться на весь остальной век в русской деревне не есть мимолетный каприз, а настоящая потребность моей натуры», — а это уже цитата из письма Надежде фон Мекк, другу и покровительнице, написанного в 1885 году в усадьбе Майданово недалеко от Клина.

Один из представителей романтизма как музыкального направления и фигура глубоко трагическая — все это тоже Чайковский. В подростковом возрасте будущий композитор заболел корью, сам выздоровел, но успел заразить пятилетнего мальчика — сына друзей семьи. Ребенок умер, а Чайковский всю жизнь винил себя в этой трагедии. В 1854 году мать композитора Александра Андреевна умерла от холеры. Это стало страшным ударом для Петра Ильича. Он словно предчувствовал, что и его жизнь прервет та же страшная болезнь. С момента ухода матери из жизни ощущение близкого конца не покидало композитора.

Бренд

Чайковский и Россия давно стали словами-­синонимами. Слава композитора только про­должает увеличиваться. В рейтинге самых исполняемых в мире Чайковский традиционно занимает пятое место, его опережают только Моцарт, Бетховен, И.С.Бах и Брамс. Именем русского композитора назван кратер на планете Меркурий. Участие в проводимом с 1958 года в Москве Международном конкурсе имени Чайковского — мечта каждого молодого музыканта в мире. Бюст композитора установлен в чилийской Провиденсии, мемориальные доски есть в Венеции и Флоренции. Оперы и балеты, написанные Чайковским, присутствуют в репертуарах большинства музыкальных театров мира. «Пускай же месяц Феи Драже начнется!», — так журналисты The New York Times сообщают о приближении декабря. На сцене Нью-Йоркского городского балета «Щелкунчик» идет в постановке Джорджа Баланчина еще с 30-х годов XX века, а билеты по-прежнему раскупаются на год вперед. Балет Сан-Франциско, Венская опера, Ла-Скала в Милане, Большой театр в Москве — «Щелкунчик» везде был и остается самым востребованным спектаклем.

«Из века в век, из поколения в поколение переходит наша любовь к Чайковскому, к его прекрасной музыке. И в этом — ее бессмертие». Эти слова другого музыкально гения — Дмитрия Шостаковича, в полной мере относятся не только к россиянам, но и к жителям других стран.

Е.Э.Гуревич