Дворцово-замковый комплекс рода Радзивиллов в Несвиже, Республика Беларусь

В 2005 году список Всемирного наследия ЮНЕСКО пополнился белорусским объектом «Архитектурный, культурный и жилой комплекс рода Радзивиллов в Несвиже», в состав которого входят дворец с окружающими его ландшафтными парками и костел Божьего Тела.

По информации сайта Всемирного наследия: «Архитектурный, жилой и культурный комплекс Радзивиллов в Несвиже находится в центральной части Беларуси. Род Радзивиллов, представители которого выстроили и сохранили этот ансамбль с ХVI века до 1939 года, известен рядом крупнейших деятелей европейской истории и культуры. Благодаря их усилиям Несвиж оказал большое влияние на развитие науки, искусств, ремесел и архитектуры. Комплекс включает в себя: замок-­резиденцию, Фарный (приходской) костел Наисвятейшего Божьего Тела и окружающие их постройки. Замок состоит из десяти взаимосвязанных зданий, которые образуют единое архитектурное целое вокруг шестигранного двора. Постройки этого замка и костел стали прототипами, оказавшими большое влияние на развитие архитектуры в этой части Европы и в России».

На протяжении веков Радзивиллы материально поддерживали различные сферы науки и культуры, а также приглашали в Несвиж деятелей культуры, архитекторов, художников и ремесленников, которые представили здесь концепции, основанные на синтезе различных культурных традиций, и привели к созданию новой среднеевропейской архитектурной школы. Также Несвиж оказал большое влияние на развитие науки, искусства, ремесел в Центральной и Восточной Европе.

Зарождение данного архитектурного ансамбля следует отнести к концу ХVI века, когда была предпринята первая попытка создания фортификационных укреплений города, а возле деревянной княжеской усадьбы был построен большой каменный замок, окруженный рвом с водой. Работы на месте будущего замка начались в 1582 году, сразу после окончания Ливонской войны, однако надпись на размещенной над входом табличке гласит: «Николай Христофор Радзивилл, князь на Олыке в Несвиже, граф в Шидловце, Мире и Крожах, князь Священной Римской империи, кавалер Иерусалимский, после многих трудов, которые он совершил для государства при королях Сигизмунде Августе, Генрихе и Стефане, в мирное время и на войне, чтобы засвидетельствовать свою любовь к своему родному дому, во время паломничества в Святую Землю, совершенного в соответствии с обетом и по этой причине отсутствуя лично, заложил первые основания этого замка, в год со дня рождения Спасителя 1583, 7 мая». Эта дата на сегодняшний день считается отправной точкой в строительстве Несвижского замка.

Наряду с постройкой замка князь Николай Христофор Радзивилл Сиротка озаботился изменением принципов сосуществования горожан и аристократии в частновладельческом городе. Им было инициировано получение городом магдебургского права. Горожане отвечали за правопорядок, противопожарную безопасность, санитарное состояние и поддержание обороноспособности города, самостоятельно избирали своих представителей в органы городского самоуправления, имели налоговые и таможенные льготы в ведении предпринимательской деятельности и торговли.

Приезд в город по приглашению Радзивиллов лучших представителей искусства, науки и ремесла того времени определил его полиэтнический характер, способствуя трансферу технологий и появлению здесь инновационного подхода к решению различных задач, в том числе в сфере образования. В Несвиже появляются иезуитский коллегиум, кадетский корпус и школа бомбардиров. Кроме того, именно отсюда, из небольшого города на юго-западе Минской области, берет истоки архивне дело Беларуси: с ХVI столетия в замке хранились важнейшие государственные документы, а библиотека пополнялась книжными новинками, собранными со всей Европы.

Пришедшие на смену религиозным паломничествам гранд-туры, обязательные для молодых аристократов Речи Посполитой, также значительно способствовали культурной диффузии. Европейские культурные практики на белорусской земле укоренились в Несвиже: знаменитые балы-маскарады и театральные постановки Франтишки Уршули Радзивилл сопровождались иллюминациями и фейерверками, а поддержка садово-паркового искусства сформировала любовь к променаду. Угасание интереса европейских вельмож к рыцарским турнирам отобразилось в виде появления ипподрома для конных каруселей и «скачек за кольцом», а также способствовало появлению соревнований по стрельбе среди горожан «Король курка» на призы князей. Сам замок вследствие развития огнестрельного оружия, в частности артиллерии, перестал выполнять с течением времени оборонительные функции и был перестроен Радзивиллами в дворцовый ансамбль, который возвеличил славу и достоинство их рода.

Важной частью архитектурного ансамбля является костел Божьего Тела с находящейся в его подземельях криптой-­усыпальницей рода Радзивиллов. Здание несвижского костела Божьего Тела является крестово-купольной базиликой. В основе его планировочной структуры лежит латинский крест, вписанный в прямоугольник. Храм богато украшен фресками, первые упоминания о которых датируются 1616–1617 годами, однако большинство из них появилось в ХVIII веке. Это первый барочный храм, построенный на территории Восточной Европы. Кроме этого его особенностью является беспрерывная работа в течение столетий. Костел не закрывался даже в советский период истории Беларуси.

В северном трансепте храма, рядом с надгробием фундатора, находится вход в усыпальницу. В ней расположена фамильная гробница с саркофагами представителей княжеского дома Радзивиллов XVI–XX веков. Сегодня это уникальный погребальный комплекс — самая большая родовая крипта в Восточной Европе. Особое отношение магнатов к смерти сформировало оригинальную фунеральную культуру Речи Посполитой и погребальный церемониал радзивилловского двора. Прощание с представителями политической элиты проходило весьма торжественно, что было связано с общей театрализацией общественной и семейной жизни, характерной для эпохи барокко. В 2020 году похоронный церемониал Радзивиллов и предметы, открытые в результате исследования саркофагов княжеской крипты в костеле Божьего Тела, представлены в виде временной экспозиции в Несвижском дворце.

Сегодня Музей-заповедник «Несвиж» является одним из самых посещаемых туристических мест страны. Монументальной работе по ревалоризации территории и музеефикации архитектурного ансамбля способствовал тот факт, что музей нашел общий язык с предыдущими владельцами дворца — князьями Радзивиллами. Проект создания музея включал в себя обустройство 30 экспозиционных залов и фондов, хранящих более двадцати тысяч предметов. С 2012 года архитектурный, жилой и культурный комплекс рода Радзивиллов в Несвиже привлекает около 400 тысяч туристов ежегодно.

Музей-заповедник продолжает развиваться как национальный мультикультурный центр. При этом развитие происходит не только в музейной сфере: продвижение и поддержка имиджа, организация выставок, в том числе международных, сотрудничество с посольствами разных стран в Беларуси и с посольствами Республики Беларусь за рубежом, активная и насыщенная событиями культурно-образовательная деятельность, постоянный поиск новых программ для привлечения туристов и т.д. Развивается и туристическая инфраструктура. Ежегодно музей-заповедник открывает на своей территории новые объекты, часть из которых в деятельности музейных комплексов страны является передовой. Успешно работают информационно-кассовый центр, оснащенный системой автоматизации продажи билетов, приема и оформления заказов на услуги музея-заповедника, три музейных магазина, детский образовательный центр, детское кафе в Ратуше и Дворцовое кафе, объект экотуризма с возможностью проживания и услугами активного отдыха. На условиях аренды в Дворцовом ансамбле работают ресторан и гостиница.

Н.П.Жерко, первый заместитель директора Национального историко-культурного музея-заповедника «Несвиж»