Душа русской провинции

История русской гармошки

Этот кажущийся ординарным музыкальный инструмент — неизменный спутник любого традиционного русского гуляния: под него поют и пляшут, смеются и плачут. Без него не обходится ни один фольклорный фестиваль.

Имя, как и происхождение изобретателя этого музыкального инструмента, точно неизвестны. Он вполне мог быть французом, итальянцем, немцем, китайцем. По одной версии, предложенной советским профессором истории и теории музыки Альфредом Миреком, прототип современной гармошки создал чешский инженер Франтишек Киршник. В 1770-х годах по приглашению императрицы Екатерины II он приехал, в Санкт-­Петербург, чтобы чинить органы. В свободное от работы время Киршник в собственной мастерской искал новые способы извлечения звука и в 1783 годы представил на суд петербургского высшего света свое творение — гармонику, внешне напоминавшую компактное переносное фортепиано.

Для игры на гармонике Киршника музыкант одной рукой управлял мехом, встроенным в корпус инструмента, а другой нажимал на клавиши. Звук извлекался посредством металлического язычка, колебавшегося под воздействием потока воздуха.

Очень быстро изобретение Киршника стало популярным в дворянских салонах: барышни, умевшие играть на клавесинах и клавикордах, с легкостью освоили гармонику. Важное достоинство этого инструмента заключалось в том, что его, в отличие от других клавишных, не нужно было настраивать.

Одним из тех, кому очень понравилась новая гармоника, был немецкий композитор Георг Йозеф Фоглер, который, поверив в перспективу изобретенного Киршником способа звукоизвлечения, популяризовал инструмент в Европе. Со временем он трансформировался, и в 1822 году в Берлине музыкальный мастер Фридрих Бушман создал первую в мире ручную гармонику.

Довольно долгое время изобретение Бушмана производилось только в качестве детской игрушки, пока не попало в руки австрийского мастера Кирилла Демиана. Тот разделил корпус инструмента на две равные части, поместил на них клавиатуры для левой и правой рук и соединил половины мехами. Каждой из клавиш соответствовал аккорд, что и дало имя инструменту — аккордеон. Это было то устройство, подобие которого мы можем наблюдать у современной гармони. 23 мая 1829 года Демиан запатентовал свое изобретение, с этого момента начались его массовое производство и продажа. Со временем инструмент получил широкое распространение в разных европейских странах, в первую очередь в Италии, Франции и Германии. Именно один из образцов немецкой гармоники и стал родоначальником знаменитой русской гармошки.

В 1839 году тульский оружейник Иван Сизов на ярмарке услышал глубокие, певучие звуки, которые издавал удивительный заморский инструмент. Купив его за баснословную по тем временам сумму в 40 рублей ассигнациями, Сизов быстро разобрался в конструкции, на ее основе изготовил свою гармонь, сделал несколько таких экземпляров для близких, а потом даже начал создавать инструмент на продажу. Дело пошло очень успешно, и через год вся округа на Масленицу плясала не под привычную балалайку, а под гармонь.

Работой Ивана Сизова заинтересовался тульский промышленник Тимофей Воронцов, в итоге основавший первую в России гармонную фабрику. К 1851 году в Туле таких фабрик было уже шесть. Именно из этого города инструмент «разъехался» в ближайшие губернии: Рязанскую, Орловскую, Псковскую.

Создавая гармонь, мастер приспосабливал ее возможности к характеру народной музыки, популярной в конкретной области. Чтобы звучание инструмента и голос певца дополняли друг друга, кустари начали экспериментировать с тональностями. Именно поэтому в России было так много разновидностей гармони: вятская, вологодская, ливенская, саратовская, шуйская. Это далеко не полный список русских гармошек. Практически в каждой губернии мастера создавали свои, стремились сделать их как можно более нарядными. Так, кустари села Бологое украшали музыкальные инструменты резной медью, коленкором, зеркальным стеклом. Гармонь, получившая название «Бологовка», имела басы, набор мажорных и минорных аккордов.

Со временем появились гармони-двухрядки, у которых за каждым рядом кнопок в правой руке закреплялся определенный звукоряд (русские венки), а затем и трехрядки.

На гармони играли не только в селах, на улицах и базарах. Со временем они начали «приходить» и в классические концертные залы. Инструмент, специально предназначенный для игры в составе ансамбля, в 80-х годах XIX века создал тульский изобретатель Николай Белобородов. Гармонь имела особое звучание, что в итоге позволило композитору П.И.Чайковскому впервые ввести ее в состав симфонического оркестра.

Для лучшей организации производства гармоней в 1928 году в Москве была устроена тематическая выставка. Результатом стало создание твердого ассортимента и стандартов производимых моделей. Качество выпускаемых гармоней и их художественно-стилевые особенности строго отслеживались на конкурсах мастеров. Музыкальные инструменты проигрывались за занавесом, а жюри на слух определяло качество звучания. Неизменными победителями таких мероприятий оказывались тульские умельцы.

Не останавливалось производство гармоней и в тяжелые годы Великой Отечественной войны. Сначала тульские мастера решили, что в это страшное для страны время никому нет дела до музыки, но неожиданно от армейцев «полетели» сотни писем на тульскую фабрику с просьбами дать им гармони, ведь «С песней легче воевать!». Существовал даже лозунг: «В каждую роту — гармонь!». Летом 1941 года для поднятия боевого духа солдат на фронт было отправлено около 12 тыс. гармошек, а осенью — уже 60 тыс. Так гармонь стала боевой подругой советских солдат и «прошагала» с ними по всем дорогам войны.

Нередко с гармонью на войне была связана какая-то интересная история. Например, в мае 1942 года разведчики заметили на реке Западная Двина две моторные лодки и открыли по ним огонь. Первую подбили сразу же, а во второй нашли аккордеон знаменитой немецкой фирмы «Hohner». Инструмент гитлеровцы использовали во время своих агитационных поездок по захваченным селам. Гармонь была передана Белорусскому ансамблю песни и танца с надписью под клавишами: «Играйте на ней веселей, и пусть звуки ее гремят похоронным маршем для Гитлера». После войны инструмент был передан на хранение в музей.

Уже в мирное время ветераны вспоминали, что всю войну только и выживали, что на песнях и частушках под гармошку. Старинные «Барыня» и «Цыганочка», легендарная «Катюша» — один из символов Великой Отечественной войны — поднимали раненых солдат в бой.

Фантазия мастеров, создававших гармошки, потрясает. Так, до наших дней сохранились экземпляры высотой с человеческий рост, предназначавшиеся для совместной игры двух музыкантов. Существуют и совсем крохотные инструменты, размером в несколько спичечных коробков. Есть гармошка-черепашка — одна из представительниц музыкальной эксцентрики. С таким инструментом очень любят выступать клоуны. Есть гармони в форме сапожка, тюбетейки — всего не перечислишь.

Сегодня в мире существует четыре музея гармоник: в Италии, США, Германии и России. В Музее русской гармоники Альфреда Мирека представлена уникальная коллекция, которую профессор Мирек собирал в течение полувека. В 1997 году он передал 200 редких видов музыкальных инструментов в дар Москве.

Звучание гармони нередко сравнивают с пением соловья — неказистой птички, с великолепными трелями которой ничто не может сравниться. Этот инструмент считают сердцем русского человека, особенно сельского. Сегодня людей, виртуозно владеющих игрой на гармони, не так уж много. Чтобы сохранить исконные русские музыкальные традиции, передать их будущим поколениям, в стране организуются многочисленные тематические фестивали, собирающие участников, в том числе из разных стран Европы.

К.И.Ленская