Здоровье и достоинство

Значение универсальных этических принципов ЮНЕСКО в период пандемии COVID-19

История человечества неразрывно и последовательно связана с эпидемиями, начиная от проказы, чумы и заканчивая СПИДом.

Сегодня очевидно, что COVID-19 продолжит этот символический ряд общегуманитарных вызовов не только в естественно-научной, но и в этико-правовой сферах, формирующих новый ответ и уровень этического правосознания общества и этического самосознания человека в целях сохранения социальной справедливости в здравоохранении.

Сказанное выше обосновывает выбор исследования по осмыслению действенности универсальных этических принципов ЮНЕСКО в контексте эпидемического кризиса, вызванного COVID-19. Необходим поиск критериев объективного баланса между защитой общественного здоровья и обеспечением гражданских свобод.

Методика работы основана на многолетнем профессиональном опыте в области борьбы с инфекционными болезнями и владении биоэтической концепцией в теории и практике реализации международных проектов ВОЗ, Международного и Межправительственного комитетов по биоэтике (МКБ и МПКБ) ЮНЕСКО. Следует особо отметить, что к началу развития COVID-19 этический регуляторный ресурс, потенциально возможный для управления пандемией представлял собой емкий и нормативно утвержденный протокол. Символически выглядит факт, что именно встреча с инфекцией, обусловленной коронавирусом (SARS-2002), явилась своеобразным сигналом к разработке в 2005 году первого руководства по этическому планированию на период пандемий. Спецификой данного руководства явилось то, что объективность выводов и рекомендаций основывалась на междисциплинарном подходе к изучению проблем здравоохранения при доминирующем значении оценок в области биоэтики. В последующем важным шагом стало включение этического компонента в формат ВОЗ на период пандемий гриппа.

В плане приверженности концепции ЮНЕСКО по реагированию на значимые вызовы в сфере общественного здраво­охранения особо следует подчеркнуть инициативу объединенной сессии МКБ и МПКБ ЮНЕСКО по разработке декларации в ответ на вспышку лихорадки Эбола, выдвинутую 9–10 сентября 2014 года. Сила и значимость этого события заключаются в том, что, впервые в истории борьбы с инфекциями откликом на угрозу пандемии прозвучал солидарный голос авторитетных и специализированных структур системы ООН по биоэтике, наделенных особыми полномочиями со стороны государств — членов ЮНЕСКО. Принятая декларация устанавливала фундаментальные принципы этических решений, обладающих глобальной сферой действия. Документ носит строго рамочный характер и основан на разделении сфер деятельности внутри структур ООН, уважении приоритетов и полномочий и главенствующей стратегии руководства высокой моральной силой влияния. Свидетельством служат три первых положения, в которых определен официальный призыв к международному сообществу и отдельным государствам — членам ЮНЕСКО:

  1. полностью поддерживая действия, предпринимаемые ООН и отмечая лидирующую роль ВОЗ;
  2. подтверждая роль ЮНЕСКО в области биоэтики и мобилизации усилий перед лицом бедствий и редких заболеваний;
  3. подчеркивая принципы социальной ответственности, солидарности, человеческого достоинства, равенства, справедливости, недискриминации и другие универсальные принципы, провозглашенные во Всеобщей декларации о биоэтике и правам человека, ЮНЕСКО, 2005 год…

В содержательной части документа сформулирована задача «определить и внедрить стратегии борьбы с эпидемией с учетом этических, социальных и культурных особенностей стран». В данном контексте, наряду с очевидным эпидемиологическим смыслом прослеживается отсылка к статье 12 «Уважение культурного разнообразия и плюрализма» Всеобщей декларации ЮНЕСКО. Применительно к COVID-19 значение данной стратегии убедительно продемонстрировано спецификой социального конфликта при развитии пандемии в разных странах.

Следующий значимый посыл предлагает «усилить способность систем здравоохранения с тем чтобы они могли противостоять эпидемии финансово, материально, а также в организационном и гуманитарном плане, предотвратив распространение инфекции». Этически это предусматривает исполнение важнейшей функции общественного здравоохранения, каковой является социальная ответственность, чему посвящены статья 14 «Социальная ответственность и здоровье» и специальный протокол МКБ ЮНЕСКО (2010). Пандемия COVID-19 в мировом масштабе обнажила дефицит всех компонентов и условий социальной ответственности, что обусловило угрозу риска развития гуманитарной катастрофы.

Документ призывает «на пике санитарно-­эпидемиологического кризиса поощрять усилия в области научных исследований; поддерживать разработку адекватных методов лечения, и работы по оценке их эффективности в рамках этического управления эпидемией и усилить с этой целью механизмы координации деятельности среди исследователей». Призыв к сотрудничеству в области исследований чрезвычайно актуален при пандемии COVID-19, когда наряду с определенной открытостью были не преодолены корпоративные и национальные интересы. Подобная практика противоречит «духу и букве» Всеобщей декларации ЮНЕСКО, что отражено в статье 15 «Совместное использование благ». Пророчески звучат слова лауреата Нобелевской премии 1928 года французского бактериолога Шарля Николя: «Знакомство с заразными болезнями вызывает у людей представление о связи и солидарности между ними; мы объединены общей угрожающей опасностью, и этого достаточно, чтобы люди прекратили свои собственные раздоры и братски объединились против общего врага».

В заключение хочется выразить надежду, что представленный диапазон этических ориентиров ЮНЕСКО в условиях кризиса в здравоохранении, обращенный к каждому отдельному человеку и человечеству в целом, наглядно демонстрирует необходимость следования универсальным этическим критериям на всех уровнях взаимодействия во имя глобальной безопасности нынешнего и грядущего поколений.

О.И.Кубарь, д.м.н., ведущий научный сотрудник Санкт-Петербургского НИИЭМ им. Пастера, член комитета по биоэтике при Комиссии Российско Федерации по делам ЮНЕСКО, экс-член МКБ ЮНЕСКО