ЮНЕСКО и пандемия коронавируса

В 2020 году ЮНЕСКО отмечает 75-летие со дня своего основания. Эта историческая дата тесно связана с другим важнейшим событием года — 75-летней годовщиной Победы над фашизмом в Великой Отечественной войне. Ведь именно трагический опыт самой масштабной и кровопролитной войны в истории человечества привел к созданию международной гуманитарной организации, призванной «укоренить идею мира в умах людей».

Однако именно в этом, юбилейном году ЮНЕСКО, как и все мировое сообщество, оказалась перед лицом нового глобального вызова, брошенного пандемией COVID-19. При этом наиболее разрушительному воздействию, как и следовало ожидать, подверглись сферы образования и культуры — ключевые направления деятельности Организации.

К этому следует добавить, что и сама ЮНЕСКО столкнулась с беспрецедентными трудностями в своей работе. В связи с карантином и самоизоляцией, объявленными во Франции, штаб-квартира Организации была фактически закрыта, а ее привычная каждодневная работа почти полностью парализована. ЮНЕСКО как всемирный интеллектуальный форум лишилась главного — возможности проводить ранее запланированные международные встречи по широкому кругу гуманитарных вопросов.

Однако вынужденная пауза длилась недолго. Вскоре Секретариат, опираясь на достижения современных информационных технологий, предпринял инициативные действия, направленные на мониторинг и анализ ситуации, выработку стратегии неотложных мер в сфере международного гуманитарного сотрудничества. Спустя короткое время к этим усилиям активно подключились и представители государств-членов.

Разумеется, переход к дистанционным формам общения оказался далеко не простым делом. При всем неоценимом значении современных средств коммуникации стало очевидным, что они не в состоянии заменить непосредственного живого общения людей.

Тем не менее в чрезвычайных условиях пандемии именно эти средства обеспечили возможность продолжения работы ЮНЕСКО. В оперативном порядке были проведены онлайн-встречи министров образования и культуры, ставшие площадкой для обмена мнениями о влиянии пандемии на социально-экономическую жизнь. Еженедельно проводились онлайн-семинары по теме образования, в ходе которых представители государств-членов обменивались опытом и идеями, касающимися борьбы с последствиями пандемии. Был также организован цикл конференций «обучающихся городов».

ЮНЕСКО провела комплексную работу по сбору данных о нарушениях образовательного процесса. По ее оценкам, в апреле этого года закрытие учебных заведений коснулось почти 1,6 млрд молодых людей, то есть 94% общего числа учащихся в более чем 190 странах. При этом 24 млн учащихся, от дошкольников до студентов, рискуют не вернуться к занятиям в 2020 году. Кроме того, из-за сопряженного с пандемией экономического кризиса увеличится на треть уже существующий дефицит финансирования образования в 148 млрд долларов в странах с низким уровнем дохода.

Результаты этого анализа легли в основу доклада Генерального секретаря ООН А.Гутерриша «Образование в эпоху COVID-19». В документе выявлены конкретные проблемы, усугубившиеся в период кризиса. К ним относятся: отсутствие равных возможностей при получении образования, сокращение бюджетных расходов, слабое техническое оснащение учебных заведений, неподготовленность преподавателей к дистанционным методам работы. Для улучшения ситуации Генсек ООН предложил принять план открытия учебных заведений при тесном взаимодействии с родителями, преподавателями, соцработниками, представителями научных кругов, мобилизовать выделение бюджетных средств на образование, принять меры, направленные на поддержку и повышение квалификации преподавательского состава, улучшить доступ учебных заведений к информационно-коммуникационным технологиям. Понятно, что для реализации этих предложений потребуются время и немалые ресурсы.

Для мониторинга быстро меняющейся ситуации в сфере культуры, в которой, по данным Международной организации труда (МОТ), занято 5,4% рабочей силы современного мира, был запущен проект «Культура и COVID-19: отслеживание воздействия и реагирования». Данный проект представляет собой еженедельный обзор, в котором рассматриваются как непосредственные последствия кризиса, так и примеры того, как страны во всем мире адаптируются к ситуации.

Выступая на состоявшейся в июле сессии Исполнительного совета, Генеральный директор ЮНЕСКО Одре Азуле отметила, что «частично или полностью были закрыты объекты всемирного наследия в 90% стран, прекратили свою деятельность более 90% музеев, театров, кинотеатров, галерей, отменены фестивали». При этом, согласно исследованию Международного совета музеев, более 10% музеев, возможно, уже никогда не откроют свои двери. Существенно увеличился незаконный оборот культурных ценностей.

Особое внимание уделялось борьбе с дезинформацией. В радиоэфире была проведена глобальная кампания, посвященная данной проблематике. Для повышения осведомленности о том, как уменьшить распространение коронавируса в странах Африки и Карибского бассейна, запущены проекты #dontgoviral и #coronavirusfacts. В августе состоялась конференция «Доступ к информации во время кризиса», в числе организаторов которой — Российский комитет программы ЮНЕСКО «Информация для всех».

Для охвата более широкой аудитории, в первую очередь молодежи, ЮНЕСКО развернула широкие кампании в социальных сетях. К наиболее заметным относятся #learningneverstops («Обучение никогда не прекращается»), направленная на поддержку и популяризацию непрерывного обучения, #youthofunesco («Молодежь ЮНЕСКО»), а также #shareourheritage («Расскажи о нашем наследии»), призванная содействовать доступу к образованию в области культурного наследия и продемонстрировать важную роль, которую играет культура в укреплении мира.

Организация также приложила усилия для оказания непосредственной помощи государствам. Так, 26 марта 2020 года была создана Глобальная коалиция по вопросам образования, объединившая 130 партнеров — крупных компаний, в первую очередь лидеров рынка цифровых услуг, межгосударственных и неправительственных организаций и т.д. Главная цель — использование потенциала частного сектора в целях борьбы с пандемией. Речь идет в первую очередь о внедрении дистанционных технологий в образовательный процесс.

Для поддержки представителей творческих профессий и анализа перспектив развития культуры было создано глобальное движение ResiliArt («Жизнестойкое искусство»). Россия, в свою очередь, выступила с инициативой проведения Международного марафона в поддержку культуры, получившей одобрение Секретариата ЮНЕСКО и многочисленных деятелей мировой культуры.

В условиях вынужденной самоизоляции принципиальное значение для ЮНЕСКО приобрел вопрос о выполнении государствами — членами Исполнительного совета Организации своей уставной роли в руководстве ее деятельностью. Состоялись внеочередная сессия Исполнительного совета в дистанционном формате и очная 209-я сессия. Дискуссия на заседаниях продемонстрировала стремление государств-членов к совместному поиску конструктивных ответов на новые вызовы.

Исполнительный совет принял ряд важных решений по актуальным вопросам. В частности, в решении по пункту «Влияние COVID-19 на программу и мероприятия ЮНЕСКО», принятом на основе российского проекта, государства-члены заявили о необходимости активизации международного сотрудничества для решения вызванных COVID-19 задач. Отмечено, что все решения, связанные с COVID-19, должны строго соответствовать межправительственному характеру Организации, ее документам и процедурам. В связи с тем, что ЮНЕСКО все больше взаимодействует с другими международными органами в целях реагирования на пандемию, Гендиректору поручено представить Исполнительному совету или Генконференции договоренности с этими организациями. Кроме того, на следующей, 210-й сессии Гендиректор должна будет представить обновленный доклад об ответных мерах на кризис.

В целом, деятельность ЮНЕСКО в период пандемии подтвердила актуальность ее уникального мандата в системе ООН. При этом очевидно, что его реализация возможна лишь в условиях объединения усилий государств-членов. Как отметил министр иностранных дел России Председатель Комиссии Российско Федерации по делам ЮНЕСКО С.В.Лавров, «пандемия буквально в одночасье уравняла всех, вновь показав, что большинство угроз в современном мире имеет трансграничную проекцию и что “отсидеться в стороне” не получится», — необходимо предпринимать «общие действия против общей беды». По сути, речь идет об осуществлении в современных условиях одного из ключевых положений Устава ЮНЕСКО о том, что «мир должен базироваться на интеллектуальной и нравственной солидарности человечества». Этот завет отцов — основателей Организации актуален, как никогда.

А.И.Кузнецов, Постоянный представитель Российской Федерации при ЮНЕСКО