Вошь и смерть — друзья-приятели

Плакаты из российского собрания в реестре ЮНЕСКО «Память мира»

Благодаря социальным сетям, цифровым билбордам, «плазмам» в торговых центрах и метро информация об охватившем мир коронавирусе распространяется едва ли не быстрее его самого. В прошлом популярным и довольно эффективным средством коммуникации между властями и широкой общественностью были плакаты, которые имели в том числе серьезную социальную составляющую, в частности призыв к борьбе с опасными инфекциями.

В Российской государственной библиотеке хранятся удивительные социальные плакаты, являющиеся частью отечественного собрания в реестре ЮНЕСКО «Память мира». Все они — настоящие произведения искусства, созданные лучшими русскими художниками конца XIX — начала XX века. Плакаты, содержащие в себе элементы стиля модерн, русские мотивы, передают сюжет и текстовую информацию в уникальной визуальной форме.

На рубеже столетий благотворительные организации регулярно распространяли социальные плакаты по сбору средств, особенно в период военной и послевоенной тяжелой экономической ситуации в стране, во время эпидемий. Так, вслед за Швецией в Российской империи начали отмечать День Белого цветка в знак солидарности со всеми больными туберкулезом. Олицетворяла праздник белая ромашка — символ природного антисептика и одновременно любви, ранимости и уязвимости. Покровительствовала этому дню страдавшая от чахотки царская семья и лично император. Для борьбы с эпидемией туберкулеза на улицах за пожертвования раздавали листовки о профилактике заболевания и цветочные букеты, читали бесплатные лекции, расклеивали плакаты. Наибольшая активность была в День Белой ромашки в 1913 году, когда отмечалось 300-летие Дома Романовых.

В конце 1910-х — начале 1920-х годов. Россию охватила небывалая волна эпидемий. За короткое время от брюшного тифа погибло несколько миллионов человек; затронула страну и пандемия холеры, начавшаяся в конце XIX века в Индии и длившаяся до 1920-х годов; отмечались вспышки малярии. Борьба с этими страшными болезнями затруднялась не только нехваткой медикаментов, но и всеобщей неграмотностью. Для устранения последней разрабатывались тематические плакаты. Среди художников, принявших участие в такой противоэпидемической работе, были график Виктор Дени, художник по ткани Оскар Грюн, карикатурист Михаил Черемных, чей плакат подписал поэт Владимир Маяковский, в стихотворной форме рассказавший о значении чистого белья в борьбе с тифом.

Плакаты против эпидемий создавались по общей схеме: иллюстрация, в карикатурной форме изображавшая ужасы болезни или ее последствия, а также броский заголовок, призывавший бороться с инфекцией. На некоторых плакатах имелись врезки, где в доступной форме разъяснялась суть болезни, меры по ее лечению и профилактике. О том, насколько серьезной была такая просветительская работа, говорит надпись на одной из афиш: «Каждый заклеивающий или срывающий этот плакат совершает контр­революционное дело!».

И.А.Шейхетова