Простое, насущное дело

150-летие со дня рождения В.И.Ленина совпадает со 100-летием декрета «О ликвидации безграмотности»

«Мы должны взяться за простое, насущное дело мобилизации грамотных и борьбы с неграмотностью… Создать единую планомерную организацию», — писал Ленин. Оказавшись во главе огромного, в основном аграрного, государства, он приложил максимум усилий, для того,чтобы ликвидировать неграмотность населения.

К концу XIX века, в 1897 году, читать и писать в России умели 21,1% населения. По гендерному принципу картина выглядела таким образом: грамотными были 29,3% мужчин страны и 13,1% женщин. Основная часть грамотного населения того времени — жители столицы и крупных промышленных городов. Гораздо хуже дело обстояло в селах и так называемых национальных окраинах Российской империи. Например, в Средней Азии читать, писать и считать умели лишь 5% населения, в Сибири — 12%, наиболее образованной была западная часть страны. В начале XX века ситуация стала улучшаться. Уже в 1916 году грамотными были, по разным оценкам, от 30 до 40% жителей России.

Помочь крестьянину

«Помочь крестьянину подняться до городского уровня — эту задачу должен поставить себе каждый рабочий», — был уверен В.И.Ленин. Речь шла прежде всего об уровне грамотности. «Надо добиться, чтобы уменье читать, писать и считать служило к повышению культуры, чтобы крестьянин получил возможность применить это уменье читать и писать к улучшению своего хозяйства и своего государства», — утверждал руководитель государства. Именно поэтому 26 декабря 1919 года советское правительство приняло декрет «О ликвидации безграмотности среди населения РСФСР». Шла гражданская война, в стране царили голод и разруха, а Ленин настаивал на обучении письму и чтению всех неграмотных в возрасте от 8 до 50 лет! Его ближайшими помощниками и соратниками в деле ликвидации безграмотности стали жена Н.К.Крупская и нарком просвещения А.В.Луначарский, который был уверен, что «всякая истинно демократическая власть в области просвещения в стране, где царит безграмотность и невежество, должна поставить своей целью борьбу против этого мрака». Уже в 1920 году была образована Всероссийская чрезвычайная комиссия по ликвидации безграмотности. Работа пошла невиданными темпами. Только в 1920 году курсы подготовки учителей заработали в 26 губерниях страны.

Ликвидация безграмотности — ликбез, который вскоре утвердился как единое понятие — заняла очень важное место в политике и хозяйственной жизни Советской России. В городах для создания курсов по ликбезу использовались помещения фабрик, заводов, частные дома, в сельской местности ликбез проходил во вновь создаваемых клубах и библиотеках. «Обучающимся грамоте, работающим по найму, за исключением занятых в милитаризованных предприятиях, рабочий день сокращается на два часа на все время обучения с сохранением заработной платы», — говорилось в ленинском декрете. Так называемые ликпункты — пункты ускоренного обучения письму и чтению — создавались по всей стране очень быстрыми темпами. Один такой ликпунт должен был обучить грамоте и счету не менее 15 человек. Приоритет в ликбезе отдавался детям, особенно беспризорникам, детям, потерявшим родителей и место жительства, число которых во время гражданской войны становилось все больше и к 1922 году дошло до 7 миллионов, рабочим промышленных предприятий, беднейшему крестьянству. На ускоренное обучение их письму, чтению и основам арифметики отводилось 7 месяцев по 6–8 часов еженедельных занятий.

«Мы — не рабы, рабы — не мы»

То, что многие считают политическим лозунгом, на самом деле — строчка из букваря для взрослых, одним из авторов которого была Надежда Константиновна Крупская. Роль жены Ленина в деле ликвидации безграмотности переоценить невозможно. Начав как соратница мужа, она продолжила борьбу с неграмотностью и после его смерти.

Первый букварь для взрослых, содержавший легендарную фразу, в период с 1920 по 1924 год переиздавался дважды. Второе издание называлось «Долой неграмотность!». В те же годы появились еще два уникальных учебных пособия: «Рабоче-­крестьянский букварь для взрослых» В.В.Смушкова и «Букварь для рабочих» Е.Я.Голанта. О последнем букваре и его составителе стоит сказать отдельно. Евгений Яковлевич Голант — один из основоположников советской педагогической науки. Выпускник историко-филологического и юридического факультетов Санкт-Петербургского университета, он с 1918 года начал принимать активное участие в ликвидации неграмотности в стране. Н.К.Крупская считала его одним из своих главных помощников и единомышленников. Разработанные Голантом методики обучения взрослых и по сей день не теряют своей актуальности, широко используются во всем мире.

Страна жила в очень сложных условиях голода, разрухи, но правительство во главе с Лениным не жалело средств на учебные пособия для ликбеза. Например, часть букварей была напечатана за рубежом. На это были выделены деньги из резервного валютного фонда. Страна была и оставалась многонациональной, обучение велось не только на русском, но и на родных языках разных народов, поэтому буквари и учебные пособия издавались на 40 различных языках. Свой вклад в ликвидацию безграмотности внесла и тогдашняя интеллигенция — писатель Максим Горький, поэты Владимир Маяковский и Демьян Бедный, многие другие.

Возрождение страны

«Перед вами стоит задача хозяйственного возрождения всей страны, реорганизация, восстановление и земледелия, и промышленности на современной технической основе, которая покоится на современной науке, технике, на электричестве. Вы прекрасно понимаете, что к электрификации неграмотные люди не подойдут, и мало тут одной простой грамотности. Здесь недостаточно понимать, что такое электричество: надо знать, как технически приложить его и к промышленности, и к земледелию, и к отдельным отраслям промышленности и земледелия. Надо научиться этому самим, надо научить этому все подрастающее трудящееся поколение», — такую амбициозную задачу ставил Ленин. И она выполнялась, несмотря ни на какие трудности войны, НЭПа, индустриализации, коллективизации и т.д. Ликвидация безграмотности, начатая руководителем советского государства, продолжалась и после его кончины. Только в период с 1917 по 1927 год чтению, письму, азам арифметики было обучено около 10 миллионов взрослых людей. В 1928 году широкое распространение получило, говоря современным языком, волонтерское движение наиболее образованной части городской молодежи — так называемые культпоходы. Их участники, называвшие себя культ­армейцами, на добровольных и бесплатных началах обучали основам грамоты и математики своих товарищей, ездили с учебной миссией в села и деревни. В 1930 году число культармейцев по всей стране достигло миллиона человек, их силами были обучены около 10 миллионов неграмотных. В том же 1930 году был принят закон о всеобщем обязательном начальном образовании, касавшийся всех детей, проживавших на территории страны. Всего же в период с 1933 по 1937 год выучились 20 миллионов полностью неграмотных и еще примерно столько же малограмотных.

Результат борьбы с неграмотностью, начатой Лениным, был потрясающим. Если в 1926 году наша страна занимала 19-е место в Европе по уровню грамотности населения, то постепенно она выбилась в мировые лидеры по этому показателю. В 1939 году грамотными были уже 90% жителей страны в возрасте от 16 до 50 лет.

Е.Э.Синева