Между советской классикой и французским модерном

Станция «Киевская» московского метрополитена — Объект культурного наследия России регионального значения

Одна из старейших и красивейших станций московского метро, «Киевская», может считаться зеркалом истории и культуры страны с 30-х годов XX века до наших дней. Лучшие архитекторы и художники, различные стили в искусстве и строительстве, изменения в политической жизни России — все соединила в себе «Киевская», точнее три одноименные станции: Филевской, Арбатско-Покровской и Кольцевой линий.

Сначала — история советская. В ней практически все начиналось с политики. «Киевская» не стала исключением. Первая станция московского метрополитена с таким названием была запущена в нояб­ре 1936 года на Филевской линии на участке «Смоленская» — «Киевская». Завершение работ по ее строительству было приурочено к открытию VII Чрезвычайного съезда Советов народных депутатов, принявшего новую Конституцию СССР. Станция «Киевская» должна была стать одним из символов незыблемости советской власти в стране. Автором проектов вестибюля и подземного зала был Дмитрий Чечулин. В ее декоре, пропорциях линий он использовал мотивы древнеримских памятников, которые видел в Помпеях, Флоренции, Венеции. Круглые колонны из светлого мрамора, капители, украшенные колосьями пшеницы, керамическая облицовка стен сделали «Киевскую» образцом маленькой Италии в столице СССР. Для пассажиров станция была открыта 20 марта 1937 года.

Спустя почти два десятилетия, 5 апреля 1953 года, в составе участка «Площадь Революции» — «Киевская» была пущена в эксплуатацию одноименная станция Арбатско-­Покровской линии московского метро. Она стала уже 38-й по счету станцией столичной подземки. Будучи одной из самых глубоких в Москве, «Киевская» украшена огромным количеством живописных полотен и фресок, рассказывающих о жизни Советской Украины, о дружбе русского и украинского народов. Этот подземный музей создавался лучшими художниками того времени. Среди авторов живописных работ — Виктор Коновалов, которого сам великий Игорь Грабарь называл «русским Тьеполо», его жена Татьяна Коновалова-Ковригина, чье творчество высоко оценивал Александр Родченко, Игорь Радоман, ученик Владимира Фаворского и Александра Дейнеки, другие известные художники.

Оттепель на «Киевской»

Так сложилось, что у каждого периода в истории страны была своя «Киевская». В 1953 году СССР возглавил бывший руководитель Украины Никита Сергеевич Хрущев. Он очень хотел, чтобы одна из станций московского метро была названа в честь Киева — столицы Украины. Уже существующие «Киевские» Хрущева не устраивали. Имя столицы Украины непременно должна была получить станция Кольцевой линии. Время изменилось, наступала так называемая хрущевская оттепель, а потому объявили конкурс на лучший проект новой станции московского метро. Среди четырех десятков претендентов победила группа киевских архитекторов под руководством Евгения Катонина.

Это был уникальный архитектор, получивший образование еще в дореволюционной России: педагог Евгения Катонина в Императорской Академии художеств — великий русский архитектор Леонтий Бенуа. До войны Катонин работал в Ленинграде, участвовал в реставрации Зимнего Дворца, Кунсткамеры, Биржи, стал обладателем первой премии на конкурсе по увековечиванию места дуэли Пушкина. Среди его послевоенных проектов — Парк Победы в Москве и площадь искусств в Ленинграде. С 1948 года Евгений Катонин жил и работал в Киеве. Неудивительно, что группа архитекторов под его руководством выиграла в конкурсе проектов строительства станции «Киевская» Кольцевой линии в Москве. Вместе с Катониным работал молодой тогда украинский архитектор, а позже признанный мастер Вадим Скугарев. Кроме них «Киевскую» проектировал известный украинский художник Александр Мызин.

Отдельно стоит сказать об авторах уникальных мозаик станции «Киевская» Кольцевой линии — московских художниках Григории Опрышко и Александре Иванове. Так, Иванов, будучи к тому моменту уже известным мастером, не только создал эскизы всех 18 мозаичных панно, но и лично выложил композиции «Полтавская битва», «Переяславская рада» и «Пушкин на Украине».

Во всех деталях

Мозаика «М.И.Калинин и Г.К.Орджоникидзе на открытии Днепрогэса»

Станция «Киевская» Кольцевой линии была официально открыта 14 марта 1954 года. Она получилась одной из самых роскошных — и с точки зрения архитектурных деталей, и с точки зрения художественного декора — станций столичной подземки. В строительстве ее вестибюлей участвовал в том числе и один из лучших тогдашних архитекторов метро Иван Таранов. Эскалаторный зал новой станции был выполнен в виде полукруглого атриума. Его украсили восемь колонн с коринфскими капителями. Стена зала за колоннами — это мозаичный фриз Григория Опрышко. Остальные стены и все колонны облицованы светлым мрамором. В окаймляющем зал коридоре в форме дуги — мрамор разных цветов. Полы выложены серым гранитом с алой каймой.

Станционные залы находятся на глубине 53 метров. Их украшают мраморные диваны и роскошные люстры. Центральный зал перекрыт белым сводом. Поскольку тематика станции — Украина, ее история и культура, в качестве декора межпилонных проходов использован лепной жгут — элемент классической украинской архитектуры XVII века. Пилоны, мозаичные панно, фризы окаймлены лепным орнаментом с национальными украинскими мотивами. Здесь есть колосья, бутоны, гирлянды, листья и т.д. Арки проходов также украшают лепные фризы с национальными орнаментами.

Интересный факт: «Киевская», открывшаяся уже после смерти Сталина, стала абсолютным рекордсменом московской подземки по количеству изображений бывшего вождя. «Провозглашение Советской власти В.И.Лениным. Октябрь 1917 года», «Воссоединение всего украинского народа в едином украинском советском государстве», «Салют Победы в Москве. 9 мая 1945 года», «Дружба русских и украинских колхозников» — эти и другие мозаики показывали пассажирам метро и самого Сталина, и любовь к нему советских граждан. С художественной точки зрения мозаики были выполнены безукоризненно. Но политика сделала свое дело: после доклада Хрущева на XX съезде КПСС и развенчания культа личности Сталина его изображения и памятники стали убирать отовсюду. Это коснулось и станции «Киевская». В результате «политический чистки» изображение бывшего вождя осталось только на одной мозаике.

Московский Париж — парижская Москва

В 1972 году в советской Москве имя выдающегося французского архитектора, художника и декоратора Эктора Гимара было известно разве что узкому кругу специалистов-искусствоведов. Для Франции же, особенно для Парижа, это было культовое имя. Один из самых ярких представителей европейского модерна начала XX века, Гимар создал знаменитые наземные входы в парижское метро. Навесы и торшеры, стилизованные под стебли экзотических растений, необычные металлические ограды вот уже второе столетие считаются одним из главных символов французской столицы. Сам же Гимар вошел в историю европейского искусства как один из великих новаторов эпохи, родоначальник французского ар-нуво.

Эктор Гимар ушел из жизни еще в 1942 году. А спустя четыре десятилетия в Москве был открыт очередной вестибюль «Киевской», соединивший станции Кольцевой и Филевской линий. «Сталинский классицизм» был уже позади, на дворе стояла эпоха «брежневского застоя». Поэтому вестибюль получился столь же невыразительным и унылым, как и вся советская архитектура того времени.

Прошло еще четыре с лишним десятилетия, и в 2006 году группа французских архитекторов и художников сделала подарок столице России: оформила этот вестибюль в стиле модерн, примерно так, как оформлял входы в парижское метро Эктор Гимар в начале XX века. Московский метрополитен сделал столице Франции ответный подарок. Им стал витраж «Курочка Ряба», который с 2009 года украшает станцию «Мадлен» парижского метро. Автор огромного витража из двух десятков различных цветовых элементов — известный современный российский художник Иван Лубенников. Витраж «Курочка Ряба» выполнен на черном фоне, по бокам на русском и французском языках написана сказка про курочку Рябу, в центре — словно сшитое из разных лоскутов одеяло, на котором парижане видят самовар, Кремль, золотые купола русских церквей, «Черный квадрат» Казимира Малевича — словом, все то, что символизирует в Европе русскую историю и культуру.

А «Киевская» продолжает жить своей жизнью. Меняется Россия, происходят изменения и в московской подземке. С «Киевской» для многих москвичей и гостей российской столицы начинаются теперь авиационные путешествия: ведь аэроэкспресс в аэропорт «Внуково» уходит именно с Киевского вокзала. И каждый, кто оказывается на одной из станций «Киевская» впервые, невольно замирает, начинает рассматривать ее архитектуру, люстры, панно и т.д. Ведь таких красивых станций во всем мире немного.

Е.Э.Синева