Жемчужина Восточной Сибири

Исторический центр города Иркутска в предварительном списке объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО

Его называли «Восточным Пари­жем» и «Сибирским Петербургом». Иркутск был и остается одним из самых красивых и интересных с архитектурной точки зрения городов России. Русское деревянное зодчество, сибирское барокко, северный классицизм — ​все эти стили и направления в архитектуре можно изучать, гуляя по Иркутску.

«Тут место самое лучшее, угожее для пашен, и скотинный выпуск и сенные покосы и рыбные ловли все близко; а опроче того места острогу ставить негде — ​места степные и неугожие», — ​писал летом 1661 года русский землепроходец Яков Похабов, отправившийся по заданию енисейского воеводы туда, где соединяются реки Ангара и Иркут. Именно с крепости, или, как ее чаще называют, Иркутского острога, заложенного Яковом Похабовым и ведет свое начало Иркутск. Город, получивший свое название от реки Иркут, должен был стать связующим звеном между Енисеем и Байкалом.

Традиционно для XVII века вокруг крепости возник посад. Он разрастался, и уже в 1686 году Иркутск получил статус города. А город — ​это улицы и площади, храмы и особняки, театры и административные здания. Уже в 1692 году голландский путешественник Николаас Витсен, побывавший в этих краях, писал: «Город Иркутской, расположенный приблизительно в восьми милях от берега Байкальского моря, построен несколько лет тому назад; он снабжен крепкими деревянными башнями и имеет большое предместье… Земля там очень плодородна, и многие московиты поселились здесь… В городе, в укреплении, находится дом начальника, также оружейная палата и ратуша; караул содержится в крепости, но солдаты живут за ее пределами. В остроге имеется слобода или предместье». Плодородные земли, близость судоходных рек, торговля с соседним Китаем — ​эти факторы способствовали развитию города. Иркутску повезло: сильное местное купечество, дворяне любили свой город, не жалели сил и средств на его благоустройство. Отсюда — ​и сравнения с Парижем и Петербургом. Иркутск расцветал и хорошел на глазах. Еще одна причина расцвета города: ​сюда традиционно попадали ссыльные, среди которых были и писатель Александр Радищев, и декабристы князья Сергей Трубецкой и Сергей Волконский, и многие другие. Все это способствовало развитию культуры, просвещения, архитектуры Иркутска.

Город златоглавый

Жители Иркутска любовно называли свой город златоглавым: купола его церквей были видны издалека. До наших дней от Иркутского острога сохранился храм во имя Спаса Нерукотворного Образа — ​Спасская церковь. Первый храм, построенный в 1672 году, был деревянным, он сгорел во время огромного пожара, бушевавшего в Иркутске в засушливый август 1716 года. В том пламени погибло множество городских построек. Строительство каменной Спасской церкви в Иркутске началось в 1706 году. Храм был готов к 1710 году, а колокольней и шпилем обзавелся в конце 50-х годов XVIII века. Автором проекта Спасской церкви был известный сибирский архитектор того времени Моисей Долгих. По его задумке росписи украшали храм не только внутри, но и снаружи. На фасадах церкви разместились фигурные композиции, на южной стене — ​образы святых. Колокола Спасской церкви считались лучшими в Сибири по чистоте и силе звука.

Сибирское барокко и классицизм соединились в еще одной архитектурной жемчужине — ​Богоявленском соборе. Он является вторым старейшим каменным зданием Иркутска. Первый деревянный собор Богоявления был построен еще в 1693 году и погиб все в том же пожаре 1716 года. На каменный храм собирали всем миром: Богоявленский собор строился на пожертвования жителей Иркутска. В 1722 году работы начались. К 1729 году завершилось строительство колокольни. Открытие Богоявленского собора состоялось в сентябре 1746 года. Шли годы, собор менялся, достраивался, обзаводился новыми колоколами и статусом кафедрального. Он и сегодня считается одним из красивейших храмов Сибири и Дальнего Востока, своеобразным символом Иркутска.

Русскую историю и архитектуру можно изучать по еще одной иркутской церкви — ​Преображенской. В ее приходе жили с семьями декабристы Сергей Трубецкой и Сергей Волконский. Дочь князя Волконского Елена венчалась в Преображенской церкви: Нелли, как ее называли в семье, вышла здесь замуж за иркутского чиновника Дмитрия Молчанова. В той же церкви проходило и венчание дочери декабриста Михаила Кюхельбекера. Здесь отпевали декабристов Петра Муханова, известного в то время писателя, и Николая Панова.

Преображенская церковь была заложена в 1795 году. Деньги на строительство дали два иркутских купца — ​Стефан Игнатьев и Иван Сухих. Проектировал храм известный архитектор, географ, историк Антон Лосев. Кстати, именно Антон Иванович считается автором первого регулярного плана перспективного развития Иркутска, он же спроектировал сохранившийся и поныне Гостиный двор. Но главным шедевром архитектора Лосева стала Преображенская церковь. Она была освящена в августе 1811 года. В конце 40-х годов XIX века почетный гражданин Иркутска статский советник Ефимий Кузнецов выделил средства на строительство вокруг храма каменной ограды с чугунными решетками.

Дом белый, дом кружевной

Вся история иркутской архитектуры — ​это история местного купечества. Именно на средства богатых предпринимателей город создавался и строился. Прежде всего надо сказать о роде купцов Сибиряковых. Его основатель — Афанасий Сибиряков в конце XVII века владел рыбным промыслом и парусными судами на Байкале. Его сыну Михаилу за заслуги в деле развития промышленности и предпринимательства в Сибири и за благотворительную деятельность было пожаловано дворянское звание. Михаил Афанасьевич Сибиряков был и городским главой Иркутска. Следующее поколение Сибиряковых — Александр, Константин и Иннокентий ​не только расширяли семейный бизнес, но и строили школы, больницы, богадельни, церкви и т. д.

Один из самых ярких архитектурных шедевров, сохранившихся в современном Иркутске, — ​дом купцов Сибиряковых, или так называемый Белый дом. Сибирские краеведы полагают, что над проектом работал сам великий Джакомо Кваренги — ​итальянский архитектор, создавший главные шедевры Санкт-Петербурга. Подтвердить документально авторство Кварегни сегодня невозможно. Зато «Белый дом» до сих пор украшает Гагаринский бульвар в Иркутске. Роскошное здание в стиле ампир было построено в 1800–1804 годах по заказу Михаила Сибирякова. Затем «Белый дом» достался одному из его сыновей, а в середине XIX века был выкуплен городом и стал резиденцией иркутских генерал-губернаторов. После революции здесь расположился университет.

Еще один интересный памятник архитектуры, которым Иркутск обязан своему купечеству, — ​дом, который в городе любовно называют «кружевным». В 1907 году почетный гражданин Иркутска купец Аполос Шастин купил небольшой деревянный особняк и сделал из него настоящее произведение искусства: двухэтажную усадьбу, словно кружевом, покрытую тончайшей деревянной резьбой. Отсюда и название — ​«кружевной дом».

Скорее, не дом, но настоящий дворец, украшающий Иркутск, — ​усадьба Трубецких, в которой сегодня располагается областной историко-мемориальный музей декабристов. Как утверждают местные краеведы, построен он был по проекту известного сибирского архитектора Александра Разгильдеева в 1847–1854 годах. Считается, что князь Трубецкой хотел иметь в Иркутске дом, напоминавший петербургские роскошные дворцы. Сибирскому архитектору удалось реализовать эту идею, но адаптировать ее к местным реалиям.

Вообще исторические здания музеев и театров Иркутска — ​тема для полноценного научного исследования. Или повод полюбоваться сохранившейся до наших дней красотой зданий. Например, здание Иркутского областного краеведческого музея. Деньги на его строительство собирал генерал-поручик Франц Кличка, бывший иркутским генерал-губернатором. Местное купечество, как всегда, не поскупилось. И в 1782 году Иркутск стал одним из первых русских городов, обладающих музеем собственной истории. Здание для музея также строили специально. В 1879 году очередной крупный пожар почти полностью уничтожил музейное здание, и снова купечество не поскупилось — ​отстроили заново, еще лучше! Недаром иркутский музей в 1896 году на Нижегородской всероссийской выставке получил диплом I степени.

Люди Иркутска

Городу везло не только на щедрое купечество. Люди Иркутска — ​вообще уникальная порода. Один из ее ярких представителей — ​городской глава Владимир Сукачев. Будучи разносторонне образованным человеком, Владимир Платонович не только много занимался благотворительностью, но и был страстным коллекционером. Собранная им в конце XIX века огромная коллекция произведений искусства была передана в дар городу. Иркутск же собрал средства и заказал известному архитектору Давиду Могидейю проект двухэтажного каменного особняка в качестве здания будущего музея. Сегодня этот особняк с прилегающим парком в центре города входит в состав областного художественного музея. Усадьба Владимира Сукачева — ​целый комплекс с зимним садом, конюшней и т. д. — ​также является памятником истории, культуры и архитектуры города.

Еще одно знаковое для Иркутска имя — ​барон Генрих Розен. Один из самых известных российских архитекторов второй половины XIX века построил в «Восточном Париже» в начале 80-х годов позапрошлого столетия двухэтажный особняк по заказу золотопромышленника Ивана Базанова. Этот образец русского классицизма сохранился и до наших дней, сегодня в нем размещается областной художественный музей.

По праву гордится Иркутск и архитектурным шедевром работы Виктора Шретера — ​профессора Императорской академии художеств, одного из самых известных русских архитекторов второй половины XIX века. Когда старый театр Иркутска сгорел во время очередного крупного пожара, тогдашний генерал-губернатор Александр Горемыкин собрал средства и заказал Шретеру проект нового, каменного здания театра. В 1897 году строительство было закончено. Тогдашние газеты писали о настоящем архитектурном шедевре, «подобного которому не встретишь от Урала до Дальнего Востока». И сегодня в центре Иркутска стоит здание, построенное по проекту Виктора Шретера, в котором размещается академический драматический театр имени Н.Охлопкова.

Е.Э.Синева