214-я сессия Исполнительного совета ЮНЕСКО

Заявление представителя российской делегации на 214-й сессии Исполнительного совета ЮНЕСКО Н.М.Шалыгина по вопросу об имплементации Конвенции 1960 г. о борьбе с дискриминацией в области образования (31 марта 2022 г.)

Меры властей Украины в сфере образования являются прямыми, не подлежащими сомнению, нарушениями Конвенции 1960 г. о борьбе с дискриминацией в области образования, в соответствии со ст. 1 которой под дискриминацией понимается, в частности, закрытие для какого-либо лица или группы лиц доступа к образованию любой ступени или типа.

Действия украинских властей в этой области хорошо проиллюстрированы знаменитой фразой президента Украины (на тот момент) Петра Порошенко, произнесенной им в 2014 г.: «наши дети пойдут в школы, а их дети будут сидеть в подвалах». Под «их детьми» имелись в виду дети, говорящие на русском языке. К сожалению, это стало своеобразной дорожной картой для репрессивной политики Киева в сфере образования, являющейся частью последовательных мер, направленных на геноцид русскоязычного населения в этой стране.

О дальнейших событиях хорошо известно. В 2017, 2019 и 2020 гг. последовательно принимаются законы «Об образовании», «О функционировании украинского языка как государственного» и «О полном общем среднем образовании», грубо нарушающими положения Конвенции 1960 г., ст.5 которой признает «за лицами, принадлежащими к нацменьшинствам право вести собственную просветительскую работу, …, использовать или преподавать свой собственный язык». В соответствии с этими законами обучение в государственных учреждениях должно вестись только на украинском, а любые попытки введения на Украине официального многоязычия признаются действиями, направленными на насильственное изменение конституционного строя. При этом предусматриваются исключения для языков государств Евросоюза. Например, в соответствии с законом «О полном общем среднем образовании» (2020 г.) с 1 сентября прошлого года украинские школьники утратили право обучаться на родном русском языке в средней школе. Причём русские дети оказались подвергнуты сразу двойной дискриминации – по отношению к украинскому, а также официальным языкам ЕС, для которых предусматривается переходный период до 2023 г.

Предпринимались попытки отдельных депутатов Верховной Рады поднять вопрос о соответствии этих законов Конституции с учетом вводимых ограничений в отношении права граждан на использование родного языка и на развитие языковой самобытности нацменьшинств вызывали всплеск русофобской истерии. Националистическое большинство обвиняло их в потакании «Путинскому режиму» и «пропаганде русского мира», называло русский язык «языком животных», радикалы устраивали дикие перформансы перед украинским парламентом, сжигая дымовые шашки и угрожая депутатам расправой в случае, если они проголосуют за нивелирование дискриминационных законов.

Свои доводы украинские власти подкрепляли продолжавшимися восемь лет бесчеловечными бомбардировками гражданской инфраструктуры в Донбасской и Луганской областях, население которых говорит на русском языке. Эти действия Украины и привели к той плачевной ситуации, свидетелями которой мы стали сегодня.