Всероссийская научно-практическая конференция «Медийная и информационная грамотность в России: новейшие тренды» пройдет 8-9 ноября

В рамках «Глобальной недели медийной и информационной грамотности», проводимой ЮНЕСКО, Российский комитет Программы ЮНЕСКО «Информация для всех» и Институт медиа факультета креативных индустрий НИУ ВШЭ проведет двухдневную Всероссийскую научно-практическую конференцию «Медийная и информационная грамотность в России: новейшие тренды». Мероприятие пройдет в очном и дистанционном формате 8 и 9 ноября 2023 года в НИУ ВШЭ.

На открытии Конференции планируется заслушать приветственное слово председателя Межправительственного совета Программы ЮНЕСКО «Информация для всех» Дороти Гордон, ректора НИУ ВШЭ Никиты Юрьевича Анисимова, декана Факультета креативных индустрий Андрея Георгиевича Быстрицкого, директора Института медиа Эрнеста Гедревича Мацкявичюса, председателя Российского комитета Программы ЮНЕСКО «Информация для всех» Сергея Дмитриевича Бакейкина.

«Медийность стала тотальной. Если ты хочешь развиваться, ты должен стать средством массовой информации, будь ты завод или цветочный ларек. Обратной стороной этого процесса стала поднявшаяся волна медийного шлака. Зрителям надо учиться медиаграмотности и медиагигиене.»

Эрнест Мацкявичюс

К участию в конференции в качестве экспертов приглашены:
Елена Леонидовна Вартанова, декан факультета журналистики Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова, академик Российской академии образования, доктор филологических наук; Галина Уртанбековна Солдатова, профессор факультета психологии Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова, действительный член Российской академии образования, доктор психологических наук; Наталья Ивановна Гендина, директор Центра междисциплинарных исследований культуры Московского государственного университета культуры, член Российского комитета Программы ЮНЕСКО «Информация для всех», доктор педагогических наук; Сергей Григорьевич Корконосенко, заведующий кафедрой теории журналистики и массовых коммуникаций «Высшей школы журналистики и массовых коммуникаций Санкт-Петербургского государственного университета, доктор политических наук и ряд других известных исследователей.

В рамках конференции будут работать секции:

  • «Медийная и информационная грамотность в России: развитие теоретических концепций»;
  • «Медийная и информационная грамотность в России: теоретические достижения последних лет»;
  • «Медийная и информационная грамотность в России в контексте медиатизации и новейших социально-информационных явлений
  • «Медийная и информационная грамотность в России: практики формирования компетенций»;
  • «Медийная и информационная грамотность в России: опыт преподавания в средней школе и проблемы подготовки»; педагогических кадров».

«Мир развивается. И одним из ключевых аспектов развития выступает медиатизация, пронизывающая общество. Это означает, что формирование медийной и информационной грамотности становится необходимым элементом современного образования на всех его уровнях.
Мир развивается, мучительно преодолевая иллюзию однозначной единообразной детерминации глобальных социальных трансформаций научно-техническим прогрессом.
Мир развивается, но не в сторону единообразия, а в сторону многополярности, осознания необходимости сосуществования множества цивилизаций, отличающихся базовыми ценностями, традициями, укладом жизни. И когда говорят о медиаобразовании, медийной и информационной грамотности, важно осознать, что развитие этих явлений привязано к цивилизационным основам каждого общества, каждой страны, а не только к новым технологиям.»

Александр Шариков

Также планируется проведение ряда мастер-классов в рамках специальной секции «Формирование медийной и информационной грамотности школьников: московский опыт», модератором выступит Александр Борисович Милкус, заведующий Проектно-учебной лабораторией медиакоммуникаций в образовании Факультета креативных индустрий.

9 ноября состоится подведение итогов Всероссийской научно-практическую конференция «Медийная и информационная грамотность в России: новейшие тренды». Разработанная резолюция будет представлена в ЮНЕСКО.

Мероприятие пройдет по адресу: Покровский бульвар, 11, 8 ноября – Зеленый зал, Дом Дурасова, 9 ноября – F301.

* Организатором Конференции выступает Институт медиа факультета креативных индустрий НИУ ВШЭ и Российский комитет Программы ЮНЕСКО «Информация для всех» при поддержке Комиссии Российской Федерации по делам ЮНЕСКО, Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, Общественной палаты Российской Федерации.


Программа конференции 8 ноября

10:30–11:00 ТОРЖЕСТВЕННОЕ ОТКРЫТИЕ КОНФЕРЕНЦИИ

Модератор: ШАРИКОВ Александр Вячеславович, профессор Института медиа Факультета креативных индустрий Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», заместитель главного редактора журнала «Коммуникации. Медиа. Дизайн», член Российского комитета Программы ЮНЕСКО «Информация для всех»

Вступительное слово:

  • МАЦКЯВИЧЮС Эрнест Гедревич, директор Института медиа Факультета креативных индустрий Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики»
  • БАКЕЙКИН Сергей Дмитриевич, председатель Российского комитета Программы ЮНЕСКО «Информация для всех», генеральный директор Межрегионального центра библиотечного сотрудничества

Приветствия:

  • АНИСИМОВ Никита Юрьевич, ректор Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики»
  • ДОВГАЛЕНКО Татьяна Евгеньевна, ответственный секретарь Комиссии Российской Федерации по делам ЮНЕСКО, заместитель директора Департамента по многостороннему гуманитарному сотрудничеству и культурным связям Министерства иностранных дел Российской Федерации
  • ЕРЕМИН Алексей Васильевич, заместитель Полномочного представителя Президента Российской Федерации в Центральном федеральном округе
  • МИХЕЕВА Лидия Юрьевна, секретарь Общественной палаты Российской Федерации
  • ДЖАНДЬЯЛА Прабакар Рао, член Бюро Межправительственного совета Программы ЮНЕСКО «Информация для всех»; председатель Рабочей группы Программы ЮНЕСКО «Информация для всех» по информации для развития; профессор Университета Хайдарабада (Индия)
  • БЫСТРИЦКИЙ Андрей Георгиевич, декан Факультета креативных индустрий Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики»

11:00–13:00 Секция 1. Медийная и информационная грамотность в России: развитие теоретических концепций

МодераторШАРИКОВ Александр Вячеславович, профессор Института медиа Факультета креативных индустрий Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», заместитель главного редактора журнала «Коммуникации. Медиа. Дизайн», член Российского комитета Программы ЮНЕСКО «Информация для всех», кандидат педагогических наук (Москва)

Доклады:

ВАРТАНОВА Елена Леонидовна, декан факультета журналистики Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова, академик Российской академии образования, доктор филологических наук (Москва)

«Пересборка» отечественной медиасистемы: актуальная архитектура, новая журналистика и цифровой капитал аудитории»;

СОЛДАТОВА Галина Уртанбековна, профессор факультета психологии Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова, действительный член Российской академии образования, доктор психологических наук (Москва)

«Цифровая компетентность как фактор безопасности и эффективности личности в смешанной реальности»;

ГЕНДИНА Наталья Ивановна, директор Центра междисциплинарных исследований культуры Московского государственного института культуры, член Российского комитета Программы ЮНЕСКО «Информация для всех», заслуженный деятель науки Российской Федерации, профессор, доктор педагогических наук (Москва)

«Новая версия Учебной программы ЮНЕСКО по медийной и информационной грамотности для педагогов и учащихся: внутренняя трансформация как реакция на внешние вызовы»;

ФЕДОРОВ Александр Викторович, профессор Ростовского государственного экономического университета (РИНХ), почётный президент Ассоциации кинообразования и медиапедагогики России, главный редактор журнала Media Education, лауреат Премии ЮНЕСКО «Всемирная медийная и информационная грамотность» (UNESCO Global Media and Information Literacy Awards 2019), доктор педагогических наук (Таганрог)

«Теории медиаобразования в XXI веке: перезагрузка».

14:00–16:00 Секция 2. Медийная и информационная грамотность в России: теоретические достижения последних лет

МодераторГЕНДИНА Наталья Ивановна, директор Центра междисциплинарных исследований культуры Московского государственного института культуры, член Российского комитета Программы ЮНЕСКО «Информация для всех», заслуженный деятель науки Российской Федерации, профессор, доктор педагогических наук (Москва)

Доклады:

КИРИЛЛОВА Наталья Борисовна, заведующая кафедрой культурологии и социально-культурной деятельности Департамента искусствоведения, культурологии и дизайна Уральского федерального университета имени первого Президента России Б.Н. Ельцина, заслуженный деятель культуры Российской Федерации, профессор, доктор культурологии (Екатеринбург)

«Концептуальные основы медианауки – от медиакультуры к медиалогии»;

КОРКОНОСЕНКО Сергей Григорьевич, заведующий кафедрой теории журналистики и массовых коммуникаций Высшей школы журналистики и массовых коммуникаций Санкт-Петербургского государственного университета, доктор политических наук (Санкт-Петербург)

«Ценности университета в образовании профессионала медиасферы»;

ШАРИКОВ Александр Вячеславович, профессор Института медиа Факультета креативных индустрий Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», заместитель главного редактора журнала «Коммуникации. Медиа. Дизайн», член Российского комитета Программы ЮНЕСКО «Информация для всех», кандидат педагогических наук (Москва)

«Общая теория медиаобразования и концепция многополярного мира»;

ГЛУХОВ Андрей Петрович, доцент кафедры педагогики и управления образованием Института развития педагогического образования Томского государственного педагогического университета, кандидат философских наук (Томск)

«Анализ формирования цифровой грамотности обучающихся в контексте экосистемной парадигмы образования».

16:30–19:00 Секция 3. Медийная и информационная грамотность в России в контексте медиатизации и новейших социально-информационных явлений

МодераторПАРШАКОВА Анастасия Валерьевна, заместитель председателя Российского комитета Программы ЮНЕСКО «Информация для всех», заместитель генерального директора Межрегионального центра библиотечного сотрудничества (Санкт-Петербург)

Доклады:

КОРОЧЕНСКИЙ Александр Петрович, профессор кафедры журналистики Института общественных наук и массовых коммуникаций Белгородского государственного национального исследовательского университета, доктор филологических наук (Белгород)

«Медиакомпетентность в контексте политической культуры в медиатизированном обществе»;

ЧУМАРЕВ Сергей Леонидович, заместитель директора Департамента многостороннего сотрудничества по правам человека Министерства иностранных дел Российской Федерации, член Российского комитета Программы ЮНЕСКО «Информация для всех», кандидат юридических наук (Москва)

«Медийная грамотность и традиционное общество в свете целей Международного десятилетия языков коренных народов ООН»;

БЕБЕХ Владимир Анатольевич, директор агентства профессиональных коммуникаций «Астра Медиа», издатель, руководитель проектов «МК-Югра» и «МК в Тюмени», член Российского комитета Программы ЮНЕСКО «Информация для всех» (Сургут)

«Какофония достоверной информации и фейков в медийном пространстве»;

МАКСИМЕНКО Александр Александрович, профессор Факультета социальных наук Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», доктор социологических наук, кандидат психологических наук (Москва)

«Инфодемический думскроллинг и субъективное благополучие россиян»;

ДМИТРИЕВ Олег Аркадьевич, заместитель директора Института медиа Факультета креативных индустрий Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», кандидат филологических наук (Москва)

«Изучение проблематики новостной грамотности на примере международных альтернативных медиа»;

БОНДАРЕНКО Елена Анатольевна, президент Ассоциации кинообразования и медиапедагогики России, заведующая лабораторией «Медиакультура» кафедры анимации и мультимедиа Московского государственного института культуры, кандидат педагогических наук (Москва)

«Сетевая грамотность: факторы риска»;

ТЮРКИН Михаил Вячеславович, академический руководитель образовательной программы «Медиакоммуникации», филиал Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» в Санкт-Петербурге (Санкт-Петербург)

«Нейросети и медиа: может ли искусственный интеллект стать творческим субъектом?».


Программа конференции 9 ноября

Читать далее  

10:00–11:30 Панельная дискуссия. Медийная и информационная грамотность в России: взгляд представителей ИТ-индустрии

МодераторБУНЬКОВ Алексей Васильевич, руководитель проектов АНО «Институт развития интернета», член Российского комитета Программы ЮНЕСКО «Информация для всех» (Москва)

Участники:

АШМАНОВ Игорь Станиславович, президент группы компаний «Ашманов и партнёры», член Совета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека, кандидат технических наук (Москва)

БЕСКРОМНЫЙ Дмитрий Владимирович, руководитель проекта «ТопБЛОГ» АНО «Россия – страна возможностей» (Москва)

ВИНИЧЕНКО Олег Алексеевич, ведущий эксперт Лаборатории информационных технологий и цифрового консалтинга экономического факультета Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (Москва)

КУПРИЯНОВ Александр Михайлович, доцент Института медиа Факультета креативных индустрий Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», академический руководитель образовательной программы «Медиакоммуникации» (Москва)

МИЛКУС Александр Борисович, заведующий проектно-учебной лабораторией «Медиакоммуникации в образовании» Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», член Общественного совета при Министерстве просвещения Российской Федерации по проведению независимой оценки качества условий осуществления образовательной деятельности федеральными государственными организациями, заместитель председателя Общественного совета при Департаменте образования и науки г. Москвы (Москва)

12:00–14:00 Секция 4. Медийная и информационная грамотность в России: практики формирования компетенций

МодераторДМИТРИЕВ Олег Аркадьевич, заместитель директора Института медиа Факультета креативных индустрий Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», кандидат филологических наук (Москва)

Доклады:

МЯСНИКОВА Марина Александровна, профессор кафедры периодической печати и сетевых изданий Уральского федерального университета имени первого Президента России Б.Н. Ельцина, доктор филологических наук (Екатеринбург)

«Практика профессионального медиаобразования: студенческий проект «Фестивальные медиа»;

ФАТЕЕВА Ирина Анатольевна, профессор Института журналистики, коммуникации и медиаобразования Московского педагогического государственного университета, доктор филологических наук (Москва)

«Двухуровневый характер преподавания медийной и информационной грамотности в педагогическом университете: опыт кафедры медиаобразования МПГУ»;

ДУБОВЕР Денис Анатольевич, декан факультета медиакоммуникаций и мультимедийных технологий Донского государственного технического университета, кандидат педагогических наук (Ростов-на-Дону)

«Цифровая дидактика в медиаобразовании: анализ практики постановки медиакомпетенций в вузе»;

НОВИКОВА Анна Алексеевна, профессор Института медиа Факультета креативных индустрий Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», академический руководитель образовательной программы «Трансмедийное производство в цифровых индустриях», доктор культурологии (Москва)

«Трансмедийные проекты как форма работы с текстом на уроках литературы»;

КОСОЛАПОВА Елена Витальевна, заместитель директора Центра междисциплинарных исследований культуры Московского государственного института культуры, кандидат педагогических наук (Москва)

«Медийная и информационная грамотность в структуре учебной дисциплины «Основы информационной культуры личности»: опыт разработки учебных пособий для общеобразовательных организаций и вузов»;

КРУПА Татьяна Викторовна, президент ООО «ГлобалЛаб», лауреат Премии правительства Российской Федерации в области образования, кандидат психологических наук (Москва)

«Развитие цифровых навыков в дошкольном возрасте: от практики к теории»;

САПРЫКИНА Дарья Игоревна, эксперт Лаборатории медиакоммуникаций в образовании Факультета креативных индустрий Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» (Москва)

ГРИГОРЬЕВА Дарья Ростиславовна, стажёр-исследователь Лаборатории медиакоммуникаций в образовании Факультета креативных индустрий Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» (Москва)

«Практики использования искусственного интеллекта школьниками в обучении».

15:00–17:00 Секция 5. Медийная и информационная грамотность в России: опыт преподавания в средней школе и проблемы подготовки педагогических кадров

МодераторПРУТЦКОВ Григорий Владимирович, профессор Института медиа Факультета креативных индустрий Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», кандидат филологических наук (Москва)

Доклады:

МУРОВАНА Татьяна Анатольевна, программный специалист Института ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании (ИИТО), член Российского комитета Программы ЮНЕСКО «Информация для всех» (Москва)

«Повышение уровня медийной и информационной грамотности педагогов: подход ЮНЕСКО»;

МИЛКУС Александр Борисович, заведующий проектно-учебной лабораторией «Медиакоммуникации в образовании» Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», член Общественного совета при Министерстве просвещения Российской Федерации по проведению независимой оценки качества условий осуществления образовательной деятельности федеральными государственными организациями, заместитель председателя Общественного совета при Департаменте образования и науки г. Москвы (Москва)

«Обучение медиаграмотности в средней школе. Современные вызовы»;

ДРУКЕР Мальвина Михайловна, директор Центра коммуникационных и мультимедийных технологий «Медиапарк», старший преподаватель Института гуманитарных наук Балтийского федерального университета имени И. Канта, кандидат филологических наук (Калининград)

«Медиаобразование школьников социогуманитарного профиля: опыт Калининградской области»;

ЧЕРНЕНКО Юлия Александровна, игропрактик, приглашённый преподаватель Института медиа Факультета креативных индустрий Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», кандидат филологических наук (Москва)

«Преподавание в школе в век искусственного интеллекта: разбор модели SEL ЮНЕСКО и рекомендации для учителей»;

ЕМЕЛЬЯНОВА Юлия Олеговна, учитель английского языка МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №5» (Колпашево, Томская область)

«Школа как Центр медиаобразования: опыт интеграции медийной и информационной грамотности в разные предметные области»;

ТАЖМУРАТОВА Айгуль Амангалейевна, руководитель Регионального модельного центра медиаобразования, руководитель представительства Ассоциации специалистов медиаобразования в Оренбургской области, директор АНО «Центр медиаграмотности» (Оренбург)

«Развитие медийной и информационной грамотности обучающихся в системе общего и дополнительного образования на примере опыта Оренбургской области»;

ГИМЕЛЬБЕРГ Анна Валерьевна, учитель русского языка и литературы, педагог дополнительного образования МАОУ «Вторая Новосибирская гимназия» (Новосибирск)

«Эмоциональный интеллект как фактор развития медиаграмотности».

17:30–19:00 Мастер-классы. «Формирование медийной и информационной грамотности школьников: московский опыт»

МодераторМИЛКУС Александр Борисович, заведующий проектно-учебной лабораторией «Медиакоммуникации в образовании» Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», член Общественного совета при Министерстве просвещения Российской Федерации по проведению независимой оценки качества условий осуществления образовательной деятельности федеральными государственными организациями, заместитель председателя Общественного совета при Департаменте образования и науки г. Москвы (Москва)

Мастер-классы:

БОНДАРЕВ Юрий Юрьевич, учитель русского языка и литературы, преподаватель медиакласса ГБОУ «Школа № 1409» (Москва)

«Опыт медиакласса в основной школе»;

БАРКАР Мария Валентиновна, педагог предпрофессионального проекта Департамента образования и науки г. Москвы «Медиакласс в московской школе», член Совета учителей-блогеров при Общественном совете при Министерстве просвещения Российской Федерации (Москва)

«Импакт-контент: как школьникам создавать то, что вдохновляет аудиторию».

Свободная дискуссия

19:00–19:30 ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ КОНФЕРЕНЦИИ

Обсуждение проекта итогового документа.

Источник: cmd.hse.ru