Старинные иконы XVIII-XIX веков из Ферапонтова монастыря впервые отреставрируют

Реставраторы Кирилло-Белозерского музея-заповедника восстановят старинные иконы XVIII-XIX веков из Ферапонтова монастыря, входящего в список Всемирного наследия Юнеско. Эти памятники древнерусской живописи поступили в фонд музея-заповедника в 1930-1950-е годы, но возможность их отреставрировать появилась только сегодня, сообщили в Кирилло-Белозерском музее-заповеднике.

“В реставрационной мастерской темперной живописи сейчас работают над реставрацией иконы “Покров Богоматери”, поступившей в музей в 1924-1929 годы из церкви Благовещения Ферапонтова монастыря, и консервацией памятника “Рождество Иоанна Предтечи” из той же обители, – привела пресс-служба слова генерального директора Кирилло-Белозерского музея-заповедника Михаила Шаромазова.

Ансамбль Ферапонтова монастыря – один из крупных культурных, просветительских центров Руси и знаменитых заволжских монастырей, чьи старцы оказывали основополагающее влияние на политику Москвы. Имеет единственный в России полностью сохранившийся комплекс монастырских зданий дониконовского времени, на его территории находится самый древний каменный храм Севера Руси – собор Рождества Богородицы 1490 года постройки. Ферапонтов монастырь – единственный, где сохранилась полностью в достойном состоянии вся внутренняя роспись иконописца Дионисия, датируемая 1502 годом, отметил гендиректор.

Реставрацию уникальных памятников проводит заведующий отделом реставрации живописи Николай Петухов. Созданная в начале XIX века икона “Рождение Иоанна Предтечи” достигает в высоту 120 см, в ширину – 48,5.

“Большие иконы, как правило, писались на материалах хвойных пород. Использовали елку или сосну, реже – кедр, он очень дорогой, маленькие иконки выполняли из лиственных пород. К примеру, полотно “Покрова Богородицы” создано из липы. В Успенском соборе ансамбля Кирилло-Белозерского монастыря можно увидеть иконы, написанные на кипарисе. К каждому материалу при реставрации нужен необходимый подход”, – отметил реставратор.

Для сохранения иконы предстоит выполнить ее консервацию – укрепить левкас и красочный слой, сплотить и укрепить щит основы, удалить рабочие заклейки и поверхностные загрязнения с живописи и основы памятника. Икона служила прихожанам в течение двух столетий и за это время претерпела некоторые разрушения.

По словам пресс-секретаря музея-заповедника Марии Хаустовой, икона “Покров Богоматери” XVIII века практически отреставрирована. После удаления потемневшего слоя оливы живопись заиграла яркими красками. Осталось выровнять утраты красочного слоя, затем отшлифовать в соответствии с поверхностью, а потом уже затонировать в цвет окружающей живописи. Отреставрированные иконы будут представлены широкому зрителю. Для них подготовлено особое место в открытом фондохранилище Вологодской башни.

Источник: tass.ru