Немая поэзия и зримая песня

Государственный академический ансамбль народного танца имени Игоря Моисеева известен во всем мире как Igor Moiseyev Ballet или Igor Moiseyev Dance company. Названия прославленной труппы не случайны и не противоречат друг другу: Игорь Моисеев создал новый жанр хореографического искусства — народно-сценический танец, соединив классический балет с наследием фольклора.

В результате получилась уникальная коллекция — едва ли не полная энциклопедия танцев народов мира. Выбирая из нее разные «единицы хранения», можно запросто путешествовать по Свету и перемещаться из одной его части в другую за вечер — в рамках одного концерта Ансамбля. Например, «кочевать» вместе с ковбоями, объявившими негласное состязание друг другу (танец аргентинских пастухов «Гаучо»), и тут же — через гром аплодисментов и крики восторгов — пойти на корабле по Черному морю, где юнга отбивает на палубе ритм знаменитого «Яблочка» (флотская сюита «День на корабле»). Вот перед вами среднерусская равнина, и солнечные лучи пронзают стройные ряды образующих стремительный хоровод улыбчивых парней и девушек (русский танец «Лето» — визитная карточка труппы), а вот — средиземноморский берег, и по нему идут знаменитой моисеевской поступью потомки богов Древней Эллады, радуясь синим просторам (сюита греческих танцев «Сиртаки»).

Такое возможно только на выступлениях Балета Игоря Моисеева, чьи танцы, сочиненные с использованием элементов фольклора, этнических культур и национальных обычаев, признают за «свои» многие народы. На самом деле созданы эти хореографические шедевры в Москве, в репетиционном зале Государственного концертного зала имени Петра Чайковского на Триумфальной площади, с 1940 года ставшего местом прописки первого в мире профессионального ансамбля народного танца. До 1937 года, записанного в его паспорт годом рождения, подобных творческих институций вообще не существовало.

Окончив хореографический техникум при Большом театре СССР (ныне — Московская государственная Академия хореографии — МГАХ) и поработав на его сцене солистом, Игорь Моисеев в 24 года становится балетмейстером (случай беспрецедентный!), а в 31 создает театр нового типа — театр народного танца. Его, Моисеева, можно назвать пионером, первопроходцем, инициатором, но все эти определения артисту-каузатору, художнику-мыслителю, хореографу-новатору не очень подходят. Больше подходит — философ.

Игорь Моисеев, проживший более века (1906–2007) и оставивший в искусстве след, уходящий в космические дали, был философом, постигавшим и выражавшим в своих постановках корневые основы культуры: не только танца, но и истории, литературы, живописи, музыки — всего, что означает цивилизацию и ведет к постижению человеческой природы. Поэтому его театр — театр тотальный, всеохватный и в то же время эмоционально близкий, доступный любому, кто думает о жизни, о своих истоках и взаимоотношениях с миром. Его аудитория — весь мир.

Узнать себя, своих предков, свой род в зеркале сцены, в образе, сложенном хореографическим языком и раскрытым с помощью драматургических законов, принятых в театре, — главное правило, определяющее связи «моисеевцев» (так называют артистов Ансамбля из поколения в поколение) со зрительской аудиторией, чью совокупную численность при всем желании подсчитать невозможно, ибо известность у Балета Игоря Моисеева планетарная, а его гастрольные маршруты охватывают (и не по одному, а по много раз) все пять континентов. Повсюду про Ансамбль говорят: «первый» и «свой».

А начиналось так. В январе 1937 года газета «Вечерняя Москва» разместила на своих страницах уведомление: «Государственный ансамбль народного танца СССР объявляет конкурс на замещение вакантных должностей артистов балета». Уже 10 февраля — первая репетиция труппы, куда вошли 38 человек из любителей и профессионалов: эта дата считается днем рождения Театра Игоря Моисеева.

Первая программа «Танцы народов СССР» включала поначалу 13 номеров и пополнялась постоянно. Спустя шесть лет — в самый разгар войны — Моисеев, понимая, что Ансамблю нужно пополнение, при поддержке Правительства открывает первую в мире профессиональную Школу-студию народного танца, куда принимают 17 девочек и 7 мальчиков. Вопреки неимоверным трудностям, первооткрыватель думает о будущем — о судьбах отечественной культуры. Прозорливость Игоря Моисеева очевидна: не только сохранить начатое, собрать уникальную коллекцию танцев народов мира, но на примере собственного творчества показать неизменность роли искусства в развитии мирового сообщества — его объединительную силу и жизнетворную энергию.

В созданной моисеевцами летописи особое место занимает класс-концерт «Дорога к танцу» (постановка 1965 года) — важные страницы автобиографии Ансамбля от истоков к сегодняшнему дню. Образ дороги — один из главных в творчестве Игоря Моисеева и его Ансамбля, каким он складывался при нем, чем держится и сейчас. Дорога — знак жизни, движения вперед. Она — источник знаний, без каких оказалось невозможным обновлять репертуар и сочинять новое: танцы, сюиты, хореографические картины, одноактные балеты на музыку русских композиторов-симфонистов Михаила Глинки, Николая Римского-Корсакова, Александра Бородина, Модеста Мусоргского. Сокровища фольклора как основы народно-сценического танца добывались в пути, собирались по крупицам в живом общении с носителями различных культур.

Увиденное Моисеевым в дороге расширяло его художественный мир, будило воображение, заставляло думать о неоспоримых преимуществах народного танца перед классическим. Последний был его школой, базой, он не отказывал ему в совершенстве и высокой миссии, но первозданная стихия пляски, магия танцевального обряда, проступавшая в череде вольных движений, сама история человечества увлекали его все больше и сильнее. Объемная книга путешественников — Travel book — подлинный псалтирь Балета Игоря Моисеева.

Путевые листы Ансамбля заполнялись с невероятной скоростью, восемь месяцев на колесах, на чемоданах: Финляндия, Румыния, Чехословакия, Венгрия, Австрия, Югославия, Польша, ГДР, Китай, Франция, Великобритания, Ливан, Греция, США, Канада, Бельгия, Люксембург, Япония, ФРГ, Швейцария, Нидерланды, Мексика, Куба — концерты за концертами и всегда репетиции между ними. Игорь Моисеев постоянно работал над новыми танцами — не ставил «по заказу», ставил — по душе, слушал музыку, чувствовал время, разрабатывал свою методику (по ней учат и сегодня), создал при Ансамбле симфонический оркестр.

Его Балет боготворили, его артистов носили на руках с первых выездов за границы страны. И вот — веха. Триумфальными гастролями моисеевцев 1955 года в Лондоне и Париже устанавливаются культурные связи с Европой, куда они приезжают раньше других посланников из СССР. Через три года Сол Юрок привозит Igor Moiseyev Dance company в Америку. Африка (Египет) —1957 год, Южная Америка — 1961-й, Австралия — 1968-й: никто и нигде больше не удивлялся тому, что зрители осаждают театры и концертные залы, где выступают моисеевцы. Удивляются феномену уникальной труппы, достигшей олимпийских высот и получившей созвучное на разных языках имя — Балет Игоря Моисеева.

Сегодня в труппе — лучшие выпускники Школы-студии при Ансамбле. Одна из последних премьер — хореографическая картина «Танго Del Plata», поставленная аргентинским хореографом Лаурой Роатта, — подлинный шедевр моисеевцев нового века: поэму о короле танца смотрят, ей внимают, ею восхищаются так, будто исполняют ее не москвичи, а те, кто сызмальства учился родному танцу на Южно-Американском континенте — на границах Аргентины и Уругвая.

Дорога моисеевцев — дорога вечной молодости и постоянного обновления. Их творчество — радость, счастье и добро, которое они дарят людям. Их неповторимая энергетика — источник жизненных сил и ярких эмоций.

«У Игоря Моисеева все — современно, — справедливо полагает художественный руководитель Ансамбля народная артистка России Елена Щербакова. — Сегодня его шедевры танцует молодое поколение и танцует по-своему. Все вроде бы стареет, требует обновления, а у Моисеева — вневременное и уникальное восприятие мира, сложившееся в палитру, какой не найти ни у одного хореографа».

С.Н.Коробков
Использованы фотографии предоставленные Государственным академическим ансамблем народного танца имени Игоря Моисеева