Полилингвальное образование в Республике Татарстан

В Республике Татарстан с 2019 года реализуется уникальный проект создания полилингвальных образовательных комплексов «Адымнар», призванных стать моделью современной школы, обеспечивающей конкурентоспособное образование на русском, татарском и английском языках.

Проект «Адымнар» инициирован первым Президентом Республики Татарстан, Государственным Советником Республики Татарстан М.Ш.Шаймиевым, поддержан Президентом Российской Федерации В.В.Путиным и Президентом Республики Татарстан Р.Н.Миннихановым.
Концепция полилингвального образования разработана с учетом общегосударственных, этнокультурных потребностей многонационального народа Республики Татарстан и Российской Федерации, лучших отечественных и зарубежных образовательных практик, мировых тенденций развития образования на основе опыта функционирования системы национального образования в Республике Татарстан.
Образовательный проект полилингвального комплекса «Адымнар» отличают уникальные идеи организации учебно-воспитательного процесса. Среди них:

  • создание современной образовательной инфраструктуры, нетиповых образовательных пространств;
  • тесное сотрудничество семьи и педагогического коллектива в процессе воспитания и обучения ребенка в школе;
  • интеграция языковых дисциплин в учебный процесс через организацию учебной деятельности на преподаваемых языках;
  • возможность выбора траектории образования ребенка (полилингвальная школа, билингвальная школа). Учет индивидуальных образовательных запросов ребенка и семьи;
  • интеграция культурного, исторического наследия народов республики в учебно-воспитательный процесс и образовательное пространство школы;
  • формирование межнационального и межконфессионального взаимоуважения учащихся школы.

Основной посыл полилингвального обучения — это паритетное обучение на нескольких языках, приобщение детей средствами изучаемых языков к культурному богатству многонационального народа России, знакомство детей с достижениями мировой культуры, воспитание их в духе толерантности и межнационального согласия.
«Адымнар» переводится с татарского языка как «шаги». В самом названии заложена философия полилингвальной школы: путь к знаниям и согласию. В Татарстане, где бок о бок живут представители многих национальностей, крайне важно сохранять и развивать межнациональное и межкультурное согласие в обществе, воспитывать молодое поколение воспринимающим разно­образие языков и культур, создавать возможность получить качественное образование и всестороннее воспитание.
В полилингвальных образовательных комплексах предлагается на выбор родителей три варианта образовательных траекторий их детей:
полилингвальная: углубленное изучение татарского, русского и английского языков, преподавание предметов на этих языках — для детей, знающих татарский язык на момент поступления в школу;
билингвальная: обязательное изучение татарского языка, углубленное изучение английского языка, преподавание предметов на трех языках. Для детей, не имеющих при поступлении в школу глубоких знаний по татарскому языку;
монолингвальная: предполагает выбор русского языка в качестве родного, татарский разговорный язык присутствует лишь во внеурочной деятельности.
Данная образовательная модель будет представлена в республике сетью таких комплексов, которая начнет работу в 2024 году.
1 сентября 2020 года открыли двери два первых полилингвальных комплекса: государственное автономное общеобразовательное учреждение «Полилингвальный комплекс «Адымнар — путь к знаниям и согласию» в Казани и муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Полилингвальный образовательный комплекс «Адымнар — Алабуга» Елабужского муниципального района Республики Татарстан.
Модели полилингвального образования будут работать по единой концепции. В то же время в каждом комплексе будут сформированы своя инфраструктура, свои инновационные подходы к организации образовательного и воспитательного процессов. Используя полученный опыт и новые компетенции, мы стремимся создать по-настоящему достойные условия для обучения и воспитания детей и, конечно, для жизни и работы самих педагогов. В целом, речь идет о создании современных образовательных организаций, способствующих достижению цели по качеству общего образования, внедрению актуальных направлений цифровых возможностей, расширяющих и дополняющих традиционные занятия, и соответствующих требованиям времени программ воспитания учащихся. Убеждены, что наша инициатива послужит выполнению важной задачи распространения идей толерантности и межнационального согласия в обществе через языковое и культурное разнообразие в соответствии с главными принципами ЮНЕСКО:

  • учиться, чтобы знать;
  • учиться, чтобы уметь;
  • учиться, чтобы жить;
  • учиться жить вместе.

Источник: shaimiev.tatarstan.ru
В статье использованы фотографии визита Президента Республики Татарстан Р.Н.Минниханова и М.Ш.Шаймиева в полилингвальный комплекс «Адымнар — путь к знаниям и согласию»