Россия – ЮНЕСКО: 65 лет вместе

Статья опубликована в специальном выпуске журнала «Вестник Комиссии Российской Федерации по делам ЮНЕСКО», посвященном 65-летию присоединения России к ЮНЕСКО.

Автор: К.Н.Емелин

Несмотря на участие Советского Союза в совещании министров просвещения союзников во Второй мировой войне, предшествовавшем созданию ЮНЕСКО, наша страна не вошла в число ее государств-учредителей, собравшихся на специально созванной для этих целей конференции 1-16 ноября 1945 г. в Лондоне, и в течение первого десятилетия существования Организации воздерживалась от контактов с ней. Среди причин такой позиции – несогласие с процедурными вопросами, опасения финансового характера, а главное – как тогда казалось, непреодолимые идеологические расхождения.

Пересмотр наших подходов к ЮНЕСКО произошел в 1953 г., когда вопрос возможного вступления в ряды Организации был вынесен на рассмотрение Коллегии МИД СССР и поддержан впоследствии ЦК КПСС.

6 апреля 1954 г. Министром иностранных дел СССР В.М.Молотовым было подано заявление о вступлении в ЮНЕСКО, и уже 21 апреля Посол СССР в Великобритании Я.А.Малик поставил свою подпись под Уставом Организации, обозначив тем самым присоединение к ней Советского Союза, Белорусской и Украинской ССР. Осенью того же года наша страна впервые принимала участие в работе Генеральной конференции ЮНЕСКО и в ходе ее 8-й сессии, проходившей в уругвайском Монтевидео, немало озадачила западные страны своей напористой и твердой линией. Тогда же с подачи советской делегации в число официальных языков учреждения был включен русский язык.

Вопреки подчеркнуто гуманитарному характеру самой Организации, в соответствии с действовавшей в то время логикой холодной войны и ЮНЕСКО стала ареной противоборства между социалистическим и капиталистическим блоками. Вместе с тем было бы ошибочно утверждать, что авторитет Организации пострадал от ее расширения. Напротив, за счет СССР и стран народной демократии она приобрела без преувеличения универсальный характер, радикально расширив свой охват. Доказательством эффективности и востребованности диалога на ее площадке стала разработка и принятие целого ряда сохраняющих свою важность и сегодня нормативных актов, регламентирующих многие сферы взаимодействия государств в области науки и образования, культуры и информации. К их числу, несомненно, относится и Конвенция 1972 г. об охране всемирного культурного и природного наследия, ставшая со временем своеобразной «визитной карточкой» ЮНЕСКО.

Справедливости ради следует упомянуть, что в советский период наш подход к членству в Организации носил по большей части прагматичный характер – благодаря участию в ее работе СССР не только получал возможность продвигать свою идеологическую программу, но и обеспечил условия для обмена важными научными открытиями. В то же время предлагаемая позитивная повестка дня – советские инициативы в плане борьбы за мир и разоружение, а также техническая и материальная помощь развивающимся странам – положительно отражалась на росте влияния Союза в ЮНЕСКО, что стало наиболее ощутимо после демонстративного выхода из Организации США и их союзников в 1984 г.

Как и в случае с ООН, в ЮНЕСКО с распадом СССР в 1991 г. его место в качестве государства-продолжателя заняла Российская Федерация.

Помимо сохранения известной доли последовательности во внешнеполитической линии, в том числе соблюдения всех принятых ранее конвенций и рекомендаций, вслед за системными преобразованиями внутри страны была пересмотрена и наша стратегия в отношении Организации. В первое десятилетие своего существования приоритетом новой России стало получение международной экспертной поддержки для развития отечественной высшей и средней школы, науки, культуры и СМИ и их скорейшей адаптации к современным реалиям. Успешному достижению этих целей в немалой степени служила работа Бюро ЮНЕСКО, функционировавшего в российской столице с 1994 по 2015 гг., и действующего с 1997 г. московского Института ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании.

С начала 2000-х гг. Россия и ЮНЕСКО вышли на новый этап взаимодействия. Оставив в прошлом какие бы то ни было идеологические соображения, сегодня мы выступаем за полную деполитизацию работы этой наиболее представительной и уважаемой международной площадки, за сбережение изначальной интеллектуальной и гуманистической направленности этой уникальной «лаборатории идей» и «мыслящей головы» ООН.

Вне зависимости от государственного режима и политической конъюнктуры, как и в Советском Союзе, в современной России универсальные ценности и нравственные идеалы ЮНЕСКО пользуются самой широкой общественной поддержкой и популярностью. С момента учреждения Комиссии СССР по делам ЮНЕСКО в 1955 г. во главе с Министром культуры Н.А.Михайловым, состоявшей первоначально всего из 35 человек, к общественной работе по продвижению этически и философски выверенных идей Организации привлекались не только многие руководители государственных ведомств, но и ведущие отечественные деятели науки и образования, культуры и искусства. Согласно последнему распоряжению Правительства, в разнообразной деятельности Комиссии Российской Федерации по делам ЮНЕСКО под председательством Министра иностранных дел С.В.Лаврова принимает участие 115 человек, что, с одной стороны, является объективным отражением возросшего числа задач в сфере компетенции Организации, а с другой – подчеркивает большой интерес к ЮНЕСКО и ее высокий престиж в нашей стране.

К настоящему моменту ЮНЕСКО в России – это 30 объектов всемирного наследия, десятки региональных и программных комитетов, сотни ассоциированных школ и сетевых кафедр в университетах. В то же время Россия в ЮНЕСКО – это ответственный и один из крупнейших доноров, инициативный и конструктивно настроенный член Исполнительного совета и большинства вспомогательных органов.

Наша созидательная роль в построении на площадке ЮНЕСКО многостороннего межгосударственного диалога по вопросам образования, науки, культуры и информации и особое место, уделяемое в российской внешней политике Организации, – это надежная гарантия того, что и в будущем нас ждут многие совместные свершения во имя построения справедливого и демократичного мира. Со своей стороны, Российская Федерация остается открытой для взаимовыгодного и уважительного диалога со всеми заинтересованными странами.