Жить с хлебом и маслом, в достатке и счастье. Традиционная свадьба бесермян

Зачем невеста ходит с коромыслом к роднику и  угощает водой за деньги, а жених на свадьбе колет дрова, рассказывают этнограф Елена Попова и фотограф Денис Князев в проекте, посвященном традиционной свадьбе бесермян.

Бесермяне — один из коренных малочисленных народов России — проживают в Урало-Поволжье, на северо-западе Удмуртии. Бесермяне бережно хранят свою культуру и традиции, которые наиболее полно проявляются в свадебных обрядах.

Знакомство и  сватовство

Молодые люди в бесермянских деревнях знакомились и присматривались друг к другу на играх и посиделках. Посиделки обычно устраивали в бане или в чьей-нибудь избе после окончания осенних полевых работ, а игры и гуляния проходили на улице после завершения весенних работ в поле. Парни выражали симпатию, приглашая девушку на танец или выбирая ее в игре. А девушки через подруг или младших родственников передавали понравившемуся юноше красивый кисет с угощениями. Если юноша на следующее гуляние приходил с кисетом, это означало, что симпатии взаимные. Свадьбы обычно играли в середине осени или в середине зимы. Сваты в дом девушки приезжали «на растущем солнце» — в 5–6 часов утра. О цели визита говорили иносказаниями: пришли искать потерявшуюся телочку или хотят ее купить. Если родители девушки давали согласие, сватов приглашали пройти за матицу и накрывали на стол. В конце застолья сватам вручали залог — полотенца и платки, которые служили доказательством состоявшегося сватовства.

Подготовка к свадьбе

Свадьбу предваряли визиты сторон друг к другу. Сначала старшие родственники жениха приходили к родителям девушки, чтобы устроить «рукобитие»: обговорить день свадьбы, размер приданого и свадебные расходы. Они приносили с собой угощение: выпечку, хлеб, запеченного гуся. Затем родственники невесты отправлялись в дом жениха с ответным визитом — «смотреть место». Они осматривали постройки, наличие скота, амбары, чтобы оценить состояние будущих родственников. Обряд соблюдался, даже если семьи жили в одной деревне и хорошо знали друг друга. Этот визит также сопровождался застольем и подарками.

В оставшееся до свадьбы время в доме невесты готовили приданое и подарки для родственников жениха. Женщины и девушки шили недостающую одежду, вещи для убранства дома, полог для постели новобрачных. Невеста сама или с помощью опытной портнихи шила рубаху и штаны для жениха. Отрезами тканей, платками, полотенцами украшали прялку, которая уезжала из родного дома вместе с новобрачной. В кудель клали подарки и гостинцы — ягодную пастилу, конфеты, лоскутки тканей, платки, монеты. Старшие женщины помогали собирать сундук. Отдельно складывали перину и подушки.

Накануне свадьбы в доме невесты топили баню и собирали девичник, где девушке вместо одной косы заплетали две, вплетая в них ленты, лоскутки тканей, шелковые нитки — подарки от родных и подруг. Смена прически символизировала прощание с девичеством.

Моление предкам и  отправление свадебного поезда

Накануне свадьбы в доме жениха устраивали моление и обряд «суп для предков»: готовили суп или ячневую кашу на бульоне, а потом старший мужчина в семье, подняв чашу с ритуальным блюдом, обращался к предкам с просьбой о благополучной свадьбе и счастье для молодых.

Свадебный поезд жениха выезжал утром. Он состоял из нечетного числа поезжан под предводительством распорядителя свадьбы. На статус распорядителя указывало полотенце, повязанное через плечо. Другой важный чин — это дружка, или «караульщик жениха», который от имени молодого раздавал деньги и подарки. Перед отправлением поезжан распорядитель свадьбы садился за стол и вновь просил предков и божеств о благополучной свадьбе и счастье для молодых. Затем свадебный поезд отправлялся за невестой.

Свадебный пир в доме невесты

Свадебный поезд в доме невесты встречали закрытыми воротами. Чтобы войти, нужно было «выкупить ворота»: заплатить деньги или пройти шуточное испытание, например наколоть или напилить дров. Когда участники свадебного поезда наконец входили в дом, их ждал свадебный пир с несколькими переменами блюд: первый и завершающий стол накрывали родители невесты, остальные — ее родственники. Жениха и невесту за стол не приглашали: жених иногда сидел на почетном месте в красном углу избы, а невеста в окружении подруг ждала суженого на кухне, в сенях или амбаре. В конце пира жених и распорядитель свадьбы подходили к невесте и спрашивали: «Есть ли у тебя правая рука? Умеет ли она прясть и ткать, держать ложку?». Невеста показывала из-под полога руку, и жених клал в нее деньги.

Кульминацией пира в доме невесты было прощание с родными. Родители невесты, старшие члены семьи, крестные, братья и сестры усаживались на скамью, а жених и невеста вставали пред ними на колени и каждому кланялись в ноги. Родные невесты благословляли молодых и давали им деньги для будущего счастья и достатка. Родственники жениха выносили подарки и выводили молодых. Дверь за ними сразу закрывали — чтобы девушка не вернулась, а счастье дома не ушло вслед за ней.

Встреча молодых и первая брачная ночь

В доме жениха пару встречали хлебом и маслом — символами достатка и счастья. Через порог они переступали вместе, чтобы жить в согласии. Невесту свекровь усаживала на подушку, ткань или одеяло, накидывала на нее платок. Вечером устраивали «встречный стол для невестки», в гости приходили односельчане и родственники. После застолья молодые кланялись в ноги родителям жениха и в сопровождении старших родственников и молодежи шли в амбар. Молодая снимала с жениха головной убор и обувь — деньги, заранее спрятанные в голенище сапога, шли в подарок невесте. Утром молодожены отправлялись в баню, после чего жених переодевался в подаренные невестой рубаху и штаны, а невеста укрывала голову большим платком красного цвета: его края закрывали спину и плечи, а длинные кисти — лицо.

Свадьба продолжалась пиром в доме жениха, осмотром содержимого сундука и обменом подарками. Невеста дарила родственникам жениха рубахи, платки, полотенца, и таких подарков было несколько десятков. В благодарность ее одаривали деньгами. Затем она доставала из сундука приготовленный ею напиток — «вино молодухи» — и угощала всех. Гости, отпивая понемногу, клали в благодарность на поднос деньги. В завершении торжества родители жениха подавали распорядителю свадьбы напиток, тот благодарил предков за помощь в проведении свадьбы, отпивал немного и разбивал рюмку. Это означало окончание свадьбы и свадебных пиров.

Обряды после свадьбы

После свадьбы молодая жена приобщалась к хозяйству и знакомилась с божествами и духами — покровителями новой семьи. Так, девушка шла к роднику, откуда семья мужа брала воду, кланялась источнику и клала в воду хлеб и монеты, а родственники со стороны мужа просили божество источника не пугать нового члена семьи. Вернувшись в избу, невеста угощала принесенной водой родственников или новую родню, а в ответ ее одаривали деньгами. Приобщение невесты к домашнему очагу проходило через обряд приготовления лепешек. Частью ритуальных испытаний молодой жены было подметание пола. Родственники раскидывали по полу солому и деньги, разбивали глиняный горшок. Молодая выметала сор и собирала монеты, а все смотрели, насколько она ловка.

После свадебных пиров обе семьи устраивали еще и «малую свадьбу» — застолье для родственников пожилого возраста и родных, не принимавших участия в свадьбе. Если она проходила в одной деревне, то вначале стол накрывали в доме родителей невесты, а затем шли к жениху.

Через три дня после свадьбы невеста посещала родительский дом. Повидаться с ней приходили родные и подруги. Молодую вновь одаривали отрезами холстов и тканей, платками, лоскутками, монетами, полотенцами, повязав их на головной убор и прялку. Подарки жениху пришивали на шапку.

Комплекс свадебных церемоний завершался обрядом передачи приданого. В качестве приданого у бесермян выступал домашний скот. После свадьбы девушка получала от родителей по одному виду животного и птицы, кроме курицы, которую в приданое не давали. Обычно передавали телочку и гусей. Животным на шею повязывали красное полотенце, отрез кумача или красную нить, чтобы их не сглазили. В этот день устраивали застолье, которое знаменовало завершение обрядов и выполнение сторонами всех экономических и юридических обязательств друг перед другом.

Елена Попова, этнограф, к.и.н.,
Удмуртский федеральный исследовательский центр Уральского отделения Российской академии наук
Денис Князев, фотограф, автор проекта